Почти за семьдесят лет творчества заслуженный работник культуры, народный художник Республики Татарстан М. К. Мавровская создала более тридцати графических серий, в которые входят десятки произведений.

Большая заслуга принадлежит М. К. Мавровской в последовательной разработке целого ряда важных для истории культуры края тем, связанных с памятниками старины, шедеврами зодчества, литературными местами. Характерно её живое внимание к современности.

М. К. Мавровская родилась в 1914 году в уральском селе Маминское в многодетной семье, которой пришлось претерпеть немало жизненных тягот. Художественное образование она получила в казанском техникуме в 1934 году.

Особую роль занимают в творчестве художницы произведения по мотивам казанского периода жизни А. М. Горького, «казанского цикла» его сочинений, творчества в целом. Всеми любимый тогда автор известных повестей, рассказов, пьес, неизменно привлекал её внимание. Факты из жизни Алёши Пешкова в Казани являлись постоянным источником вдохновения и творческого интереса Мавровской. Сказались годы работы художником-оформителем в Музее А. М. Горького (1944–1953). Выполненные в 1940–50-е годы выставки были разнообразны по тематике: «Горький в Горках», «Сталин и Горький», «А. С. Пушкин», «Жизнь и творчество Г. Тукая», «Тукай – патриот», «Повесть о настоящем человеке», «Мичуринское движение – основа биологической науки»… Но общение с М. Н. Елизаровой, Н. Ф. Калининым, горьковедами, приезжавшими в Казань и, конечно, с людьми, хорошо знавшими Пешкова-Горького – обусловили её пристрастие к горьковской теме.

Среди последних – современник будущего писателя по казанской жизни, хозяин пекарни, у которого работал А. Пешков (1886–1887) – А. С. Деренков, жена Горького Е. П. Пешкова, дочь великого певца Ф. И. Шаляпина – И. Ф. Шаляпина.

Плеяда первых её произведений на эту тему – «Встреча Маши Деренковой с Алексеем Пешковым» (1945; б., тушь, гуашь), иллюстрации к пьесе М. Горького «На дне» (1946; б., кар., акв.), к повести «Мои университеты» (1946–1947; л., кар., уголь), рассказам «Коновалов» (1951; б., кар., акв.), «По Руси (Молодой Горький)» (1953–1956; б., уголь).

Литературные мотивы часто давали художнице повод для создания самостоятельных станковых графических серий, среди которых значительна и интересна серия «Образы татар в произведениях М. Горького» (1958–1959; б., черн., акв.). Позднее (1962) Мавровская вернётся к этой теме в новом техническом исполнении: «Ибрагим» (офорт, акватинта), «Сторож Али Юнусов» (офорт, акватинта), «Хаби» (сухая игла) и др.

«Горьковские места в Казани» (1976–1979) – одна из наиболее художественно ценных графических серий, созданных М. К. Мавровской. Это офорты: «Старая пристань, где Алексей Пешков работал грузчиком», «Подвал-пекарня», «Ночлежка на бывшей Мокрой улице», «Сад генеральши Корнэ», «Развалины бывшего стекольного завода», «Казанский университет» и др. листы.

Произведения художницы демонстрируются и хранятся в музейных хранилищах многих городов. В Литературно-мемориальном музее А. М. Горького их тоже немало.

Здание музея, находящееся на её пути к Худфонду, где она проработала много лет, оставалось для неё «родным домом» до конца жизни. Она продолжала следить за его изменениями в период реконструкции музея в 1980-е годы. Мавровская и в жизни и в творчестве ощущала себя хранителем истории, поэтому всегда стремилась к достоверности изображаемого и была трогательно внимательна к деталям. Понимая важность происходящего, она делает схематичные зарисовки, по-своему ведя историческую летопись данного места. Пятнадцать ранее не публиковавшихся набросков были переданы в музей «в дар на память от автора (1988)». Они выполнены с 1 января по 5 марта 1988 года.

Авторская датировка свидетельствует о том, что художница приходила к строящемуся объекту многократно. Сделаны они карандашом, шариковой ручкой на листках из блокнота. Схематично запечатлены пекарня, отдельные помещения, виды дома с улицы, со двора, силуэты рабочих и лиц, наблюдающих за ходом дел, строительное оборудование. Природный юмор автора проявился в лаконичных подписях: «Горьковский энтузиаст» Раиса Хайрут. Субаева 12/II–88 г.» (так она называет случайного созерцателя строительства, зашедшего в музей). На другом листке запечатлена она сама, стоящая с листком и занятая рисованием, о чём сообщает: «Г. А., Р. Х., М. М. 13/I–88 г.» (Галина Алексеевна Оноприенко – директор музея, Раиса Хайрутдиновна Субаева, Магдалина Мавровская – Л. Б.). Вспоминалась ей, видимо, и прошлая жизнь музея, о чём говорит одна из записей: «В бывшем кабинете М. Н. 20/II–88 г.» (М. Н. – Мария Николаевна Елизарова – Л. Б.).

Сегодня Литературно-мемориальный музей А. М. Горького также претерпевает большие изменения, находится в состоянии реконструкции, ремонта. Новая утверждённая концепция музея и художественный проект (автор – Ильгизар Хасанов, член Союза художников России, в работах которого отражается утраченное время) будущей экспозиции предполагают использование художественных образов-иллюстраций к произведениям М. Горького, изображения мест, связанных с казанским периодом его жизни, запечатлённых М. К. Мавровской. Созерцая их, посетители смогут «погрузиться» в атмосферу времени, места, испытать «эффект присутствия», сопереживая нелёгкой судьбе Пешкова-Горького.

Без творчества Магдалины Константиновны Мавровской, «человека духовного», невозможно представить будущую историю Литературно-мемориального музея А. М. Горького в Казани, с которым жизненная судьба соединила художницу на многие годы.

 

Л. Б. Белова – с.н.с. Литературно-мемориального музея А. М. Горького

крупнейшее в Татарстане научно-исследовательское и культурно-образовательное учреждение, имеющее общенациональное значение.

Оставить ответ