Пешеходные экскурсии Президента РТ Р. Н. Минниханова по историческому центру города положили начало крупномасштабным реконструкциям четырёх музеев Казани – Дома-музея В. И. Ульянова-Ленина, Музея Е. А. Боратынского, Музея Л. Н. Толстого и старейшего литературного музея республики – Литературно-мемориального музея А. М. Горького.

Для всех музейщиков реконструкция и реставрация зданий стало самым долгожданным и ожидаемым событием! Благодаря личному участию Президента и Правительства РТ началось возрождение не только исторического облика родного города, но и его культурной среды, где одна из ведущих ролей принадлежит музеям. Именно музеи являются главными хранителями и ретрансляторами прошлого в будущее.

Для Литературно-мемориального музея А. М. Горького строительные работы стали и точкой нового отсчёта в истории музея, обновлением имиджа, интеграцией музея в культурное пространство нашего края.

Сегодня со всей очевидностью определена новая миссия музея – социалогизация посетителя через представление уникальных музейных коллекций, раритетов – культурного наследия республики, сохраняемого музеями. После завершения реставрационно-реконструкционных работ музей Горького должен стать местом притяжения не только всех почитателей А. М. Горького, Ф. И. Шаляпина, выдающихся татарских литераторов, но и всех неравнодушных к истории родной земли, талантливых и креативных, молодых и пожилых, страждущ_NIK8129(2)их и ищущих.

Именно поэтому мы не перестаём позиционировать музей А. М. Горького в обновлённом имидже «пролетарским музеем» с особым смыслом в определении –«музея для народа и о выходцах из народа». Концепт и художественный проект будущего музея, подготовленный сотрудниками Литературно-мемориального музея А. М. Горького, Национального музея РТ, участниками творческой мастерской «Смена» под руководством известнейшего казанского художника Ильгизара Хасанова, призван приблизить посетителя («любого из народа») к пониманию величия отечественной литературы, актуализировать творческое наследие А. М. Горького и Ф. И. Шаляпина, проследить преемственность горьковских традиций выдающимися татарскими литераторами, сделать музейную среду доступной для всех. Декларирование горьковских идей через призму будущей экспозиции будет способствовать воспитанию патриотизма в подрастающем поколении, а представление в едином комплексе здания фактически двух музеев – музея А. М. Горького и музея Ф. И. Шаляпина – сделает музейное пространство уникальным на карте Казани, республики и страны.

Сегодня работы, контролируемые ГКУ «Главное инвестиционно-строительное управление РТ», Министерством культуры РТ, ГУП «Татинветсгражданпроект» (проект реставрации и реконструкции объекта, ранее часть проекта подготавливалась ЗАО «Казанский Гипронииавиапром»), курируются ещё и лично помощником Президента РТ О. А. Балтусовой. Благодаря усилиям и поддержке вышеперечисленных организаций, отдельных их представителей, музейщиков и непосредственных исполнителей строительных работ (ООО «Гранд-строй») возрождаются и «пишутся новые страницы» истории.

Команда профессионалов – именно так хочется назвать всех, кто принимает участие в строительстве музея, – старается сохранить историческую достоверность в облике здания и привнести современный формат в инфраструктуру, интерпретацию тем музея.

На текущий момент огромная и сложнейшая работа в Музее А. М. Горького проведена по усилению конструктивов – фундаментов, перекрытий, стен. Объект, до 2012 года считавшийся аварийным, потребовал колоссальных усилий от строителей и проектантов в предотвращении динамики разрушения здания и сохранения его «подлинности» (мемориальной зоны – части комплекса здания – Дома М. И. Беляева и «сердца музея» – мемориального подвала-пекарни, где в 1886–1887 годах работал А. Пешков – М. Горький). Реставраторы-проектанты и реставраторы-исполнители «расчистили» кирпичную кладку центрального фасада здания (цвет которой навевает аналогию с новым «пролетарским» имиджем музея А. М. Горького), а самое главное, буквально по крупицам архивных сведений, воспоминаниям в библиографических источниках восстановили интерьер пекарни. Сколько горячих споров и дискуссий вызывали вопросы подбора колеров, фактур, реставрационных материалов в воссоздании подвала-пекарни! Важно было не просто сохранить и реконструировать внешний облик помещения, но и постараться соблюсти технологии, применить материалы, характерные для середины XIX века (когда предположительно и был выстроен дом, а затем создана пекарня).

Постарались сохранить и остов мемориальной части здания – исторические оконные и дверные проёмы (далеко не всегда симметричные!), восстановить кровельное покрытие, кладку стен (вычинку, покраску) и т. д.

Не много изменений претерпел экстерьер так называемого «нового корпуса» здания (выстроенного путём объединения различных построек в конце 1980-х гг.), что предполагал концепт нового музея.

Совсем другое дело – интерьерные группы. За массивной дубовой дверью входа в музей мы попадём в современные, многофункциональные помещения. Минимализм в конструкциях и последующем убранстве музея, светлые стены, стеклянные двери, много освещения будто расширяют пространство музея, делают его «открытым» и просторным. По замыслу архитекторов и художника (И. А. Хасанова), попадая на порог музея, мы уже должны «видеть» через стеклянные двери всё, что будет происходить в музее: налево – просматриваются залы горьковской экспозиции «Писатель – эпоха – герой», направо – выставочный зал. Наверху, на 2-м этаже – то же самое: в левой части мы увидим экспозицию «Ф. И. Шаляпин и Казань», в правой стороне – конференц-зал за прозрачной стеной, предназначенный для проведения семинаров, конференций, форумов, мероприятий и т. д.

Функциональными станут и помещения фондохранилища, перемещённые из подвала (именно там они находились долгие годы) на второй этаж реконструированного здания. Для удобства и сотрудников, и посетителей, приходящих в фонды для работы с музейными предметами и коллекциями, рядом с фондохранилищем будут оборудованы компьютерная комната и библиотечно-информационный центр – светлые и доступные. Удобным стало и расположение административных помещений и помещений общего пользования. По-особому добротно стал выглядеть и внутренний двор музея (на сегодняшний день благоустройство проведено не полностью, но уже выложена брусчатка, частично проведено освещение, определена зелёная зона, выведено видеонаблюдение, как и во всём здании).

Ещё предстоит провести ряд строительных работ, но основная часть – фасады, конструктивы, коммуникации, охранно-пожарная система, реставрационные, гидроизоляционные и часть отделочных работ проведены.

Сотрудники и все друзья музея с нетерпением ждут завершения строительных работ, создания экспозиции и открытия музея!