Андреев Л.Н. Москва. Нач. 1900-х

Андреев Л.Н. Москва. Нач. 1900-х
Экспонаты

В горьковском фонде Музея А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина имеются фотооткрытки многих современников А.М.Горького.  Среди них – очень близкий ему писатель Серебряного века Леонид Николаевич Андреев (1871-1919). В 1897 году Андреев закончил университет и занялся адвокатской практикой. В это же время он смог опубликовать своё первое произведение. В начале апреля 1898 г. Горький прочел в газете «Курьер» пасхальный рассказ Андреева «Баргамот и Гараська», от которого, по словам Алексея Максимовича, «повеяло крепким дуновением таланта». Сам Горький вошел в «большую» литературу в это же время. Два тома «Очерков и рассказов», которые принесли Горькому не­виданный успех, вышли в свет только в канун заочного знакомства писателя с Леони­дом Андреевым». Горький, вскоре став руководителем издательства «Знание», организовал издание первой книги Андреева (Рас­сказы. СПб.,«Знание», 1901). Молодые реалисты, объединившиеся вокруг этого издательства, представляли передовой отряд демократической литературы. Критика заговорила о появлении новой плеяды даровитых авторов, возглавляемой Горьким. В «Созвездии Большого Максима» (так называли этих писателей) Леонид Андреев был крупной звездой. Первый том «Рассказов» Андреева вышел с посвящением «Алексею Максимовичу Пешкову». Автор хотел подчеркнуть, что посвящает свою книгу не литератору, а человеку, сыгравшему огромную роль в его жизни: он не только ввел Андреева в «боль­шую» литературу, значительно сократив «испытание» литературного новичка, но и вну­шил ему серьезное отношение к своему таланту. В представлении Андреева Горький— « натура здоровая и дух могучий».

Творческое воображение Андреева рождало множество ярких замыслов, которые он не успевал претворять в жизнь.В дальнейшем Андреева все сильнее тянуло к произведениям, в которых остро проявилось тяготение к созданию символических образов и картин, а также к анализу «глубин» человеческой психики. Различное с Горьким отношение к человеку как объекту своего творчества, вскоре вызвало творческую дискуссию; она не прекращалась до конца литературной работы Андреева и придавала тревожный характер  возникшей с Алексеем Максимовичем дружбе. Неясность и противоречивость социальных идеалов Андреева, пессимизм в оценке современных событий, защита мнимой свободы писателя в буржуазном обществе — все это, видимо, привнесло в дружеские встречи тот холодок, о котором Андреев вскоре написал Горькому.

Но несмотря на идеологические разногласия, каждый из писателей продолжал напряженно следить за жизнью и творчеством другого. Они были разные, но хорошо понимали друг друга. Леонид Андреев — до конца своих дней Горький не мог равнодушно произно­сить это имя. В своих воспоминаниях и беседах с советскими писателями он говорил о нем как единственном друге среди литераторов.

Представленное фото относится к периоду, когда Горький и Андреев  были наиболее близки.

Л.Б. Белова

Ещё больше вы увидиите в музее

Интересные экспонаты

Все
Экспонаты
  • Муратова К.Д. М.Горький: Семинарий. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Рус. яз. и лит.» — М.: Просвещение, 1981. – 208 с.
    Image icon
    Сентябрь 24, 2020 Экспонаты
    Муратова К.Д. М.Горький: Семинарий. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Рус. яз. и лит.» — М.: Просвещение, 1981. – 208 с.
    Гариф  Ахунов. Человек ищет сокровище: повести и рассказы. М.: Советская Россия, 1969. – 382 с. — Перевод с татарского.
    Image icon
    Сентябрь 24, 2020 Экспонаты
    Гариф Ахунов. Человек ищет сокровище: повести и рассказы. М.: Советская Россия, 1969. – 382 с. — Перевод с татарского.
    Синицына К.Р. Полвека музеев Казани и Татарии. Очерки истории 1917-1967 годов. — Казань: «Kazan-Казань», 2002.- 280 с. (Казань и казанцы)
    Image icon
    Сентябрь 24, 2020 Экспонаты
    Синицына К.Р. Полвека музеев Казани и Татарии. Очерки истории 1917-1967 годов. — Казань: «Kazan-Казань», 2002.- 280 с. (Казань и казанцы)
    Паушкин Г.А. Слушай мои позывные!: повесть и рассказы. М.: Современник, 1978. – 191 с.
    Image icon
    Сентябрь 24, 2020 Экспонаты
    Паушкин Г.А. Слушай мои позывные!: повесть и рассказы. М.: Современник, 1978. – 191 с.
  • Муратова К.Д. М.Горький: Семинарий. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Рус. яз. и лит.» — М.: Просвещение, 1981. – 208 с.
    Image icon
    Сентябрь 24, 2020 Экспонаты
    Муратова К.Д. М.Горький: Семинарий. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Рус. яз. и лит.» — М.: Просвещение, 1981. – 208 с.
    Гариф  Ахунов. Человек ищет сокровище: повести и рассказы. М.: Советская Россия, 1969. – 382 с. — Перевод с татарского.
    Image icon
    Сентябрь 24, 2020 Экспонаты
    Гариф Ахунов. Человек ищет сокровище: повести и рассказы. М.: Советская Россия, 1969. – 382 с. — Перевод с татарского.
    Синицына К.Р. Полвека музеев Казани и Татарии. Очерки истории 1917-1967 годов. — Казань: «Kazan-Казань», 2002.- 280 с. (Казань и казанцы)
    Image icon
    Сентябрь 24, 2020 Экспонаты
    Синицына К.Р. Полвека музеев Казани и Татарии. Очерки истории 1917-1967 годов. — Казань: «Kazan-Казань», 2002.- 280 с. (Казань и казанцы)
    Паушкин Г.А. Слушай мои позывные!: повесть и рассказы. М.: Современник, 1978. – 191 с.
    Image icon
    Сентябрь 24, 2020 Экспонаты
    Паушкин Г.А. Слушай мои позывные!: повесть и рассказы. М.: Современник, 1978. – 191 с.