В горьковском фонде Музея А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина имеются фотооткрытки многих современников А.М.Горького. Среди них – очень близкий ему писатель Серебряного века Леонид Николаевич Андреев (1871-1919). В 1897 году Андреев закончил университет и занялся адвокатской практикой. В это же время он смог опубликовать своё первое произведение. В начале апреля 1898 г. Горький прочел в газете «Курьер» пасхальный рассказ Андреева «Баргамот и Гараська», от которого, по словам Алексея Максимовича, «повеяло крепким дуновением таланта». Сам Горький вошел в «большую» литературу в это же время. Два тома «Очерков и рассказов», которые принесли Горькому невиданный успех, вышли в свет только в канун заочного знакомства писателя с Леонидом Андреевым». Горький, вскоре став руководителем издательства «Знание», организовал издание первой книги Андреева (Рассказы. СПб.,«Знание», 1901). Молодые реалисты, объединившиеся вокруг этого издательства, представляли передовой отряд демократической литературы. Критика заговорила о появлении новой плеяды даровитых авторов, возглавляемой Горьким. В «Созвездии Большого Максима» (так называли этих писателей) Леонид Андреев был крупной звездой. Первый том «Рассказов» Андреева вышел с посвящением «Алексею Максимовичу Пешкову». Автор хотел подчеркнуть, что посвящает свою книгу не литератору, а человеку, сыгравшему огромную роль в его жизни: он не только ввел Андреева в «большую» литературу, значительно сократив «испытание» литературного новичка, но и внушил ему серьезное отношение к своему таланту. В представлении Андреева Горький— « натура здоровая и дух могучий».
Творческое воображение Андреева рождало множество ярких замыслов, которые он не успевал претворять в жизнь.В дальнейшем Андреева все сильнее тянуло к произведениям, в которых остро проявилось тяготение к созданию символических образов и картин, а также к анализу «глубин» человеческой психики. Различное с Горьким отношение к человеку как объекту своего творчества, вскоре вызвало творческую дискуссию; она не прекращалась до конца литературной работы Андреева и придавала тревожный характер возникшей с Алексеем Максимовичем дружбе. Неясность и противоречивость социальных идеалов Андреева, пессимизм в оценке современных событий, защита мнимой свободы писателя в буржуазном обществе — все это, видимо, привнесло в дружеские встречи тот холодок, о котором Андреев вскоре написал Горькому.
Но несмотря на идеологические разногласия, каждый из писателей продолжал напряженно следить за жизнью и творчеством другого. Они были разные, но хорошо понимали друг друга. Леонид Андреев — до конца своих дней Горький не мог равнодушно произносить это имя. В своих воспоминаниях и беседах с советскими писателями он говорил о нем как единственном друге среди литераторов.
Представленное фото относится к периоду, когда Горький и Андреев были наиболее близки.
Л.Б. Белова