В шаляпинском фонде Музея А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина хранится немало свидетельств о концертной деятельности великого Ф.И. Шаляпина. В их числе представленные уникальные пожелтевшие листки-анонс и программа концерта Великорусского оркестра заключенных Таганской тюрьмы «при благосклонном участии Ф.И. Шаляпина» от 14 января 1921 года.
Тогда, как в России, так и в Западной Европе, большую популярность приобрела игра на балалайке (что было заслугой композитора и дирижера В.В.Андреева, которого Шаляпин хорошо знал и высоко ценил его мастерство). Великорусские оркестры, благодаря своей «народности» стали чрезвычайно востребованы в Советской России, поглощенной войной, голодом, эпидемиями. С одной стороны, массовым слушателем, а с другой – большевистской властью. Особенно популярными стали «концерты-митинги» — симбиоз политического митинга и музыкального концерта. (Именно такой был организован 14 января 1921г.). Устраивались они на предприятиях, в рабочих клубах и цирках. Обычно сначала выступали партийные и государственные деятели (В.И. Ленин, Я.М. Свердлов, М.И. Калинин, А.В. Луначарский и др.), а уж потом начинался концерт. Часто они проводились «в честь» (например, годовщины Октября и других «красных» дат, съездов и т.д.), усиливая идеологическое воздействие на публику. Иногда во время такого мероприятия шла запись добровольцев в Красную армию, собирались средства на нужды.
Оркестр, возникший в знаменитой «Таганке» — Московской губернской уголовной тюрьме в 1919 году, был продолжением традиции создания многочисленных великорусских оркестров. Здесь, в тюрьме, его организовали заключенные князь А.С. Чагадаев, бывший помощник «реформатора русской балалайки» В.В. Андреева, и С.М. Сухотин. Оркестранты были выходцами из разных социальных групп, разных возрастов, каждый – со своей судьбой. Важным мотивом у них для участия в оркестре были не только любовь к музыке, но и возможность периодически покидать стены тюрьмы при выступлениях и еще давало надежду на сокращение срока заключения. Ежегодно оркестр выезжал с концертами в 20-25городов страны, создавая «моду» на национальные мотивы.
Основу репертуара составляли русские народные песни, в т.ч. в аранжировке и гармонизации Н. Фомина («Молодка-молоденькая по лугу гуляла», «Я на камушке сижу и топор в руках держу» и др.). Но исполнялись и классические произведения как отечественных композиторов (Н.А. Римского-Корсакова, М.И. Глинки и др.), так и зарубежных (В.-А. Моцарта, Р. Шумана, Э. Грига и др.). Нередко в концертах принимали участие выдающиеся исполнители оперы и балета: Ф.И. Шаляпин, И.В. Ершов, Л.В. Собинов, М.Ф. Кшесинская и др.). Среди участников концерта 14 января 1921 года мы видим в программе, кроме Ф.И. Шаляпина, артистов Большой Государственной Оперы (Катульская Е.К. ,Минеев А.К., Петрова Ф.С.), музыкантов (А.Б. Гольденвейзер, Ф.Ф. Кенеман), а также артистов Московского Художественного театра (Третьяков А.И., Веселовский А.Н, Коргинская М.А.).
Концертная деятельность Шаляпина многогранна, он часто выступал перед простым народом. Певец давал концерты для рабочих в пользу фонда помощи революционным организациям. В Севастополе Шаляпин сам отбирал на военных кораблях певцов для хора, руководил репетицией и 11 июля 1917г. на Приморском бульваре состоялся концерт в пользу Севастопольского клуба Флота и Армии, общества народных университетов и Комитета союза инвалидов. Был концерт для раненых красноармейцев в Луге, концерты в Павловске и Госнардоме в Петрограде. Ф.И. Шаляпин участвовал в сборном спектакле-концерте в пользу Общества помощи политическим заключенным («Красный Крест», устроенный Е.П. Пешковой) и т.д. Его имя присутствует и в представленных документах. Можно не сомневаться, что в тот день он имел огромный успех у публики. По воспоминаниям оперного певца Левика С.Ю., «без грима и костюма Шаляпин умел в любом концерте показать такой калейдоскоп образов, что иной раз, особенно при резком переходе в бисах от какого-нибудь «Ночного смотра» к «Титулярному советнику», слушатель ощупывал себя: а не происходит ли все это во сне? Всеми своими дарами Шаляпин пользовался с неповторимым мастерством и тактом».
Представленные документы необычайно актуальны сегодня, ведь они сообщают, что данный концерт был нацелен и на «сбор пожертвований на улучшение быта т.т. рабочим Донбасса».
Л.Б. Белова