Интереснейшие экспонаты Музея А.М.Горького и Ф.И.Шаляпина зачастую открывают скрытые от стороннего наблюдателя факты из жизни Максима Горького, его взаимоотношения с советскими и зарубежными писателями.
Пересъёмка фотографии французского писателя Анри Барбюса, сделанная в Москве в 1981 году, в тот же год была передана московской Музеем-квартирой А.М.Горького в наш музей.
Жизнь и творчество Барбюса — «замечательного человека эпохи», как назвал его М.Горький, — пример служения литературе. Революционная значимость его работы, по словам Горького, с годами не ослабевала, а усиливалась. Имя Барбюса служило знаменем, вокруг которого объединялись передовые писатели всего мира. Вся деятельность Барбюса была устремлена в будущее.
Барбюс в начале 1920-х гг. полемизировал с Роменом Ролланом на тему русской революции и вовлёк в неё А.М.Горького. Трёх писателей объединяла дерзкая натура, непримиримость с устаревшими устоями капиталистического мира и вера в культурный прогресс.
В 1919 году А.М.Горький напечатал статью к роману «Огонь» А.Барбюса, в которой есть такие слова: «Это — книга простая, исполненная пророческого гнева, это — первая книга, которая говорит о войне просто, сурово, спокойно и с необоримою силою правды. В ней нет изображений, романтизирующих войну, раскрашивающих её грязно кровавый ужас во все цвета радуги. <…> Каждая страница его книги — удар железного молота правды по всей той массе лжи, лицемерия, жестокости, грязи и крови, которые в общем зовутся войной.»
Для становления эстетических взглядов Барбюса велико значение примера советской литературы, примера Горького, который написал статью о Барбюсе «Замечательная книга». Горький постоянно следил за деятельностью Барбюса. А французский писатель в ответ пригласил Горького сотрудничать в журнале «Монд», который он редактировал и который играл важную роль в объединении прогрессивной интеллигенции. В 1928 г., приехав в Россию, Барбюс впервые встретился с Горьким. Статья об этой встрече вошла потом в сборник Барбюса «Россия».
М.Р.Загидуллин