Церковь Четырех евангелистов в Казани.

Церковь Четырех евангелистов в Казани.
Экспонаты

Фотография Церкви Четырех Евангелистов на фирменном паспарту передана в 1990-е годы в шаляпинский фонд Музея А.М.Горького и Ф.И.Шаляпина известным казанским коллекционером – А.Дубиным. Это одна из церквей, в которой пел юный Федор Шаляпин.

Церковь Четырех Евангелистов, утраченная в конце 1930-х годов, находилась в Старо-Татарской слободе Казани. Впервые название слободы упоминается в писцовых книгах, датируемых 1566-1568 годами: «…за Булаком на Кабане озере слобода Татарская». История слободы рассказывает, что, находясь в Казани в мае 1767 года, Екатерина II приняла делегацию татарских мурз, которые просили ее разрешения строить новые каменные мечети в городе. Императрица издала распоряжение «чтобы никаких споров относительно религии не было и … приказала строить мечети…», тем самым благословила мирное сосуществование православных и мусульман.

Немедленно на средства казанских купцов на берегу озера началось строительство мечетей. И вскоре в 1769 году была построена Церковь Четырех Евангелистов на средства купца Ивана Шемякина. Главный престол храма был освящен в честь евангелистов Марка, Матфея, Иоанна и Луки. В память об императрице Екатерины, один из двух приделов храма стал носить имя Святой великомученицы Екатерины. Церковь стала главным проповедником слова Божия среди иноверцев.

Церковь постоянно обустраивали и достраивали и вскоре храм стал одним из самых крупных в городе. В конце XIX века при церкви открылись богадельня и общежитие, территорию обнесли высоким каменных забором. В приходе на 1904 г было 34 двора и более 300 православных христиан.

В феврале 1930 года также, как и другие церкви Казани, церковь Четырех Евангелистов было решено закрыть, согласно секретному циркуляру ТатЦИКа (от 25.07.29. за №841/с). Некоторое время церковь еще существовала. По заявлению рабочих меховых фабрик с «персональными подписями» было решено передать церковь Четырех евангелистов» стройконторе «Союзстройпушнины» для разбора и использования материала для строительства Дворца культуры. Тогда вмешалась комиссия по делам музеев и памятников старины, которая определила, что колокольня и храм Четырех Евангелистов являются выдающимся памятниками 18 века и сохранность этих памятников вполне удовлетворительная. Но мнение ученых было проигнорировано и в конце тридцатых годов, этот памятник архитектуры окончательно был стерт с лица земли, а на его месте вскоре построили монументальное жилое здание стиля сталинских времен.

И.М.Вавиличева

Ещё больше вы увидиите в музее

Интересные экспонаты

Все
Экспонаты
  • Фото. Т.К.Журавлев с дочкой Асей, В.И.Костригин и Л.И.Топчий. Казань. 1960 –е гг.
    Image icon
    Июль 9, 2020 Экспонаты
    Фото. Т.К.Журавлев с дочкой Асей, В.И.Костригин и Л.И.Топчий. Казань. 1960 –е гг.
    Фото. Нонна Орешина. Казань. 1960-е
    Image icon
    Июль 9, 2020 Экспонаты
    Фото. Нонна Орешина. Казань. 1960-е
    Луначарский А.В. «Слово о Горьком». Москва. 1938.
    Image icon
    Июль 8, 2020 Экспонаты
    Луначарский А.В. «Слово о Горьком». Москва. 1938.
    Семагина О. «Горький – критик. Пособие для учителей». Москва. 1957.
    Image icon
    Июль 8, 2020 Экспонаты
    Семагина О. «Горький – критик. Пособие для учителей». Москва. 1957.
  • Фото. Т.К.Журавлев с дочкой Асей, В.И.Костригин и Л.И.Топчий. Казань. 1960 –е гг.
    Image icon
    Июль 9, 2020 Экспонаты
    Фото. Т.К.Журавлев с дочкой Асей, В.И.Костригин и Л.И.Топчий. Казань. 1960 –е гг.
    Фото. Нонна Орешина. Казань. 1960-е
    Image icon
    Июль 9, 2020 Экспонаты
    Фото. Нонна Орешина. Казань. 1960-е
    Луначарский А.В. «Слово о Горьком». Москва. 1938.
    Image icon
    Июль 8, 2020 Экспонаты
    Луначарский А.В. «Слово о Горьком». Москва. 1938.
    Семагина О. «Горький – критик. Пособие для учителей». Москва. 1957.
    Image icon
    Июль 8, 2020 Экспонаты
    Семагина О. «Горький – критик. Пособие для учителей». Москва. 1957.