В шаляпинском фонде музея А.М.Горького и Ф.И.Шаляпина имеется коллекция фотооткрыток Ф.И.Шаляпина в различных ролях. Несколько — фото артиста в роли Дон Кихота, размером 14 х 8,5 см, для дальнейшего тиражирования были выполнены в Большом театре в известном фотоателье К.Фишера в 1910 году. Некоторые из этих снимков вошли в антологию «Федор Иванович Шаляпин», которая издавалась под редакцией Е.А.Грошевой в издательстве «Искусство» 1957-1958 гг.
Французский композитор Жюль Массне специально для Шаляпина написал оперу «Дон Кихот». «Либретто сделано чудесно, музыка, кажется, отличная, и если Бог умудрит меня и на этот раз, то я думаю хорошо сыграть «тебя» и немножко «себя», мой дорогой Максимович. О Дон Кихот Ламанчский, как он мил и дорог моему сердцу, как я его люблю», — писал Федор Иванович в письме к А.М.Горькому. Но достоинства оперы Ж.Массне певец несколько преувеличивал, так как музыка была далека от гениального первоисточника.
Артист готовился к новой партии долго, вдумчиво и о своей работе писал: «…что нужно мне сделать для того, чтобы публика при первом взгляде на Дон-Кихота доверчиво и с симпатией ему улыбнулась? Ясно, что в его внешности должна быть отражена и фантазия, и беспомощность, и замашки вояки, и слабость ребенка, и гордость кастильского рыцаря, и доброта святого. Нужна яркая смесь комического и трогательного. Исходя из нутра Дон-Кихота я увидел его внешность. Вообразил ее себе и, черта за чертою, упорно лепил его фигуру, издали эффектную, вблизи смешную и трогательную. Я дал ему остроконечную бородку, на лбу я взвихрил фантастический хохолок, удлинил его фигуру и поставил ее на слабые тонкие, длинные ноги».
Несмотря на несовершенную музыкальную и драматическую основу, спектакль, благодаря Ф.И.Шаляпину, занял в репертуаре Большого театра прочное место. Созданный великим певцом сценический образ странствующего рыцаря совершенствовался от постановки к постановке. «Посмотрите на его фотографию в «Дон Кихоте», — говорил В.И.Немирович-Данченко, — и вы увидите в этих отрешенных от действительности глазах, в этой истощенной фигуре одухотворенного борца с мельницами, нищего рыцаря, столько же вдохновенного сколько и смешного. Это художественный портрет».
«…Чего стоит один грим и весь внешний вид артиста. И потом – эта необыкновенная ясность и выразительность декламации, столь усиливающая действие музыки Массне» — писал Ю.Д.Энгель.
Вавиличева И.М.