В шаляпинском фонде музея А.М.Горького и Ф.И.Шаляпина хранится фотография Ф.И. Шаляпина в роли Еремки из оперы А.Н.Серова «Вражья сила». На фото – Федор Иванович в день премьеры спектакля. «Вражья сила» была поставлена Оперой С.И.Зимина в театре Г.Г.Солодовникова в Москве 20 января 1916 года. До 1916 года эта опера уже успешно была поставлена в Императорском Большом театре 24 сентября 1902 года.
«20 января 1916 года шла в первый раз по возобновлении «Вражья сила», с Шаляпиным в партии Еремки… Песню с хором о широкой масленице в начале 2-го акта Шаляпин спел с замечательным мастерством. Голос артиста звучал необыкновенно мощно и повиновался ему в совершенстве. Песня имела огромный успех, и заключительная часть ее была повторена» — сообщали петроградские газеты.
В 1920 году Шаляпин — режиссер ставил «Вражью силу» А.Н.Серова на сцене ГАТОБа (ныне Государственного академического Мариинского театра) в Петрограде. Гениальный артист сам проводил репетиции массовых сцен, добиваясь максимальной образности и правдивости сценических ансамблей; показывал интонации торговцев в сцене проводов масленицы – сбитенщиков, саечников, пряничников, искал сочные бытовые краски, выразительные штрихи для создания многих характеров в массовых сценах.
Когда репетиции «Вражьей силы» были перенесены из фойе на сцену, посмотреть, как работает Шаляпин приходили артисты из других петроградских театров – настолько это было интересно и полезно для них. В этом спектакле Федор Иванович продолжал работу над партией Еремки, начатую в 1916 году. Певец С.Ю.Левик вспоминал, как рождался тогда на его глазах образ Еремки, как тщательно искал Шаляпин интонационный и пластический рисунок роли.
«Однажды я застал Шаляпина у зеркала в босяцком наряде Еремки… он стоял на одной ноге, другой с крайне озабоченным видом проделывал какие-то движения. То он ставил кончик пятки на пол и вертел носком, то приподнимал ногу и, опирая ее о колено другой ноги, делал те же крендели носком. Ноги были в валенках чудовищного размера, грязных до нельзя (должно быть «загримированных») – и одно это уже было очень смешно». Известный исследователь и музыкальный критик М.О.Янковский считал, что в образе Еремки, каким его создавал Шаляпин, ощущалось влияние А.М.Горького. В этом особенность Еремки – одного из представителей бродячей Руси, люмпен-пролетария, которого Шаляпин играл не в плане романтического преображения этого типа, а напротив, вскрывая то мутное и даже страшное, что так часто крылось за горьковским «босяком».
Премьера «вражьей силы» состоялись в дни празднования третьей годовщины Великой Октябрьской революции. А.А.Блок, посмотрев спектакль, был поражен силой художественного обобщения, которого достигал Шаляпин. Он записал в своем дневнике: «Шаляпин в Еремке… достигает изображения пьяной наглости, хитрости, себе на уме, кровавости, ужаса…»
Опера «Вражья сила» А.Н.Серова была написана по мотивам пьесы А.Н.Островского «Не живи, как хочется». Было решено заказать эскизы декораций к спектаклю Б.М.Кустодиеву, художнику, которым Шаляпин неизменно восхищался. Артист вспоминал: «Всем известна его удивительная яркая Россия, звенящая бубенцами масленой. Его балаганы, его купцы… его купчихи… его сдобные красавицы, его ухари и молодцы сообщают зрителям необыкновенное чувство радости. Только неимоверная любовь к России могла одарить художника такой веселой меткостью рисунка и такой аппетитной сочностью в неутомимом его изображении русских людей…»
Борис Михайлович Кустодиев с готовностью согласился на предложение Шаляпина: «С удовольствием… Я рад, что могу быть вам полезен в такой чудной пьесе… сделаю вам эскизы, займусь костюмами. А пока что, ну-ка вот попозируйте мне в этой шубе. Шуба у вас больно богатая, приятно ее будет написать». Так неожиданно началась работа Кустодиева над портретом Шаляпина. С Шаляпиным у художника сложились добрые отношения, и в перерывах между сеансами они, случалось, пели дуэтом – у Кустодиева был неплохой тенор. Портрет этот был особенно любим Шаляпиным. Он не расставался с ним всю жизнь.
И.М. Вавиличева