«Ф.И.Шаляпин – Еремка в опере А.Н.Серова «Вражья сила»

«Ф.И.Шаляпин – Еремка в опере А.Н.Серова «Вражья сила» «Ф.И.Шаляпин – Еремка в опере А.Н.Серова «Вражья сила»
Экспонаты

В шаляпинском фонде музея А.М.Горького и Ф.И.Шаляпина хранится фотография Ф.И. Шаляпина в роли Еремки из оперы А.Н.Серова «Вражья сила». На фото – Федор   Иванович в день премьеры спектакля. «Вражья сила» была поставлена Оперой С.И.Зимина в театре Г.Г.Солодовникова в Москве 20 января 1916 года. До 1916 года эта опера уже успешно была поставлена в Императорском Большом театре 24 сентября 1902 года.

«20 января 1916 года шла в первый раз по возобновлении «Вражья сила», с Шаляпиным в партии Еремки… Песню с хором о широкой масленице в начале 2-го акта Шаляпин спел с замечательным мастерством. Голос артиста звучал необыкновенно мощно и повиновался ему в совершенстве. Песня имела огромный успех, и заключительная часть ее была повторена» — сообщали петроградские газеты.

В 1920 году Шаляпин — режиссер ставил «Вражью силу» А.Н.Серова на сцене ГАТОБа (ныне Государственного академического Мариинского театра) в Петрограде. Гениальный артист сам проводил репетиции массовых сцен, добиваясь максимальной образности и правдивости сценических ансамблей;  показывал интонации торговцев в сцене проводов масленицы – сбитенщиков, саечников, пряничников, искал сочные бытовые краски, выразительные штрихи для создания многих характеров в массовых сценах.

Когда репетиции «Вражьей силы» были перенесены из фойе на сцену, посмотреть, как работает Шаляпин приходили артисты из других петроградских театров – настолько это было интересно и полезно для них. В этом спектакле Федор Иванович продолжал работу над партией Еремки, начатую в 1916 году.  Певец С.Ю.Левик вспоминал, как рождался тогда на его глазах образ Еремки, как тщательно искал Шаляпин интонационный и пластический рисунок роли.

«Однажды я застал Шаляпина у зеркала в босяцком наряде Еремки… он стоял на одной ноге, другой с крайне озабоченным видом проделывал какие-то движения. То он ставил кончик пятки на пол и вертел носком, то приподнимал ногу и, опирая ее о колено другой ноги, делал те же крендели носком. Ноги были в валенках чудовищного размера, грязных до нельзя (должно быть «загримированных») – и одно это уже было очень смешно». Известный исследователь и музыкальный критик М.О.Янковский считал, что в образе Еремки, каким его создавал Шаляпин, ощущалось влияние А.М.Горького. В этом особенность Еремки – одного из представителей бродячей Руси, люмпен-пролетария, которого Шаляпин играл не в плане романтического преображения этого типа, а напротив, вскрывая то мутное и даже страшное, что так часто крылось за горьковским «босяком».

Премьера «вражьей силы» состоялись в дни празднования третьей годовщины Великой Октябрьской революции. А.А.Блок, посмотрев спектакль, был поражен силой художественного обобщения, которого достигал Шаляпин. Он записал в своем дневнике: «Шаляпин в Еремке… достигает изображения пьяной наглости, хитрости, себе на уме, кровавости, ужаса…»

Опера «Вражья сила» А.Н.Серова была написана по мотивам пьесы А.Н.Островского «Не живи, как хочется». Было решено заказать эскизы декораций к спектаклю Б.М.Кустодиеву, художнику, которым Шаляпин неизменно восхищался. Артист вспоминал: «Всем известна его удивительная яркая Россия, звенящая бубенцами масленой. Его балаганы, его купцы… его купчихи… его сдобные красавицы, его ухари и молодцы сообщают зрителям необыкновенное чувство радости. Только неимоверная любовь к России могла одарить художника такой веселой меткостью рисунка и такой аппетитной сочностью в неутомимом его изображении русских людей…»

Борис Михайлович Кустодиев с готовностью согласился на предложение Шаляпина: «С удовольствием… Я рад, что могу быть вам полезен в такой чудной пьесе… сделаю вам эскизы, займусь костюмами. А пока что, ну-ка вот попозируйте мне в этой шубе. Шуба у вас больно богатая, приятно ее будет написать». Так неожиданно началась работа Кустодиева над портретом Шаляпина. С Шаляпиным у художника сложились добрые отношения, и в перерывах между сеансами они, случалось, пели дуэтом – у Кустодиева был неплохой тенор. Портрет этот был особенно любим Шаляпиным. Он не расставался с ним всю жизнь.

И.М. Вавиличева

Ещё больше вы увидиите в музее

Интересные экспонаты

Все
Экспонаты
  • Горький М. Полное собрание сочинений. Письма в двадцати четырех томах.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Горький М. Полное собрание сочинений. Письма в двадцати четырех томах.
    Матевосян Е.Р.Казань, 2009 г.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Матевосян Е.Р.Казань, 2009 г.
    Пятницкий К.П., Горький А.М., Тихомиров А.А., Пешкова Е.П. на Волге по пути на Кавказ. Июнь, 1903 г.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Пятницкий К.П., Горький А.М., Тихомиров А.А., Пешкова Е.П. на Волге по пути на Кавказ. Июнь, 1903 г.
    Скирмунт С.А. Москва. 1920-е гг.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Скирмунт С.А. Москва. 1920-е гг.
  • Горький М. Полное собрание сочинений. Письма в двадцати четырех томах.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Горький М. Полное собрание сочинений. Письма в двадцати четырех томах.
    Матевосян Е.Р.Казань, 2009 г.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Матевосян Е.Р.Казань, 2009 г.
    Пятницкий К.П., Горький А.М., Тихомиров А.А., Пешкова Е.П. на Волге по пути на Кавказ. Июнь, 1903 г.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Пятницкий К.П., Горький А.М., Тихомиров А.А., Пешкова Е.П. на Волге по пути на Кавказ. Июнь, 1903 г.
    Скирмунт С.А. Москва. 1920-е гг.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Скирмунт С.А. Москва. 1920-е гг.