«Ф.И.Шаляпин – Мефистофель»

«Ф.И.Шаляпин – Мефистофель» «Ф.И.Шаляпин – Мефистофель» «Ф.И.Шаляпин – Мефистофель» «Ф.И.Шаляпин – Мефистофель» «Ф.И.Шаляпин – Мефистофель»
Экспонаты

В шаляпинской  коллекции Музея А.М.Горького и Ф.И.Шаляпина сохранились многочисленные тиражированные почтовые открытки и фотографии Ф.И.Шаляпина в роли Мефистофеля в опере Ш.Гуно «Фауст» и в опере А.Бойто «Мефистофель». Это уникальные материалы, показывающие напряженную внутреннюю работу артиста над образом, передавались в музей в разные годы от исследователей жизни и творчества Ф.И.Шаляпина и коллекционеров Казани.

29 сентября 1893 года Ф.И.Шаляпин впервые выходит в роли Мефистофеля на сцену Казенного театра в Тифлисе в антрепризе В.Л.Форкатти с дирижером И.Труффи. «Г-н Шаляпин – Мефистофель в этот вечер был решительно не в ударе: голос его звучал глухо и слабо, играл он вяло и держался на сцене совсем неуверенно. Будем надеяться, что все это было явлением случайным…» («Тифлисский листок», 1 октября 1893 г.).

На открытие сезона 1894-1895 гг. в Панаевском театре Петербурга была поставлена опера Ш.Гуно «Фауст», где Шаляпин вышел на сцену в образе Мефистофеля. Петербургская газета сообщала 20 сентября о спектакле «Фауст»: «Немного приятного придется сообщить о первом оперном спектакле вновь народившегося в Панаевском театре товарищества. (…) Мало опытен г. Шаляпин – Мефистофель. Он был плохо гримирован. Публика привыкла к более оживленному и более элегантному исполнению этой партии. Голос его хорош. Не следует делать только безобразной ферматы в серенаде, как потому, что она антимузыкальна, так и потому, что она у него некрасиво выходит. Впечатление, оставляемое, однако г. Шаляпиным, (…) говорит в его пользу; часть серенады в четвертом действии ему пришлось повторить; следовательно, успех у публики он имел. Ему предстоит еще работать над этой партией».

Первый дебютный спектакль «Фауст» с участием Ф.И.Шаляпина в Мариинском театре состоялся 5 апреля 1895 года (дирижёр Э.Ф.Направник). В.С.Баскин в «Петербургской газете» рассказал 7 апреля: «Третий дебютант – г. Шаляпин – Мефистофель, имевший наибольший успех и наиболее его заслуживший. Ему пришлось повторить обе песенки Мефистофеля по всеобщему требованию слушателей третьего абонемента. Мы неоднократно отмечали качества этого талантливого юного артиста во время пребывания его в злосчастном панаевском товариществе и всегда указывали, что место ему на большой сцене, где ему не придется надрываться, работая ежедневно. Теперь г. Шаляпин достиг желаемой всеми артистами пристани, и пожелаем ему успехов; это действительно приятное приобретение для Мариинской сцены… Он имеет все основания быть довольным приемом публики».

Ф.И.Шаляпин 8 мая 1895 года приезжает в Нижний Новгород, знакомится с С.И.Мамонтовым, К.А.Коровиным, А.Н.Кругловым и приступает к репетициям на сцене городского театра с труппой К.С.Винтер. 12 мая присутствует на торжественном освящении вновь построенного городского театра. 18 мая — выходит на сцену в роли Мефистофеля в опере Ш.Гуно «Фауст». «Прямо не верилось, что это тот самый Шаляпин, который пел Сусанина. Куда девалась обдуманная фразировка, умение показать голос, блеснуть его лучшими сторонами? Ничего этого не было, и по сцене ходил по временам развязный молодой человек. Певший что-то про себя. Меня уверяли, что он бережет голос для четвертого акта, но и это оказалось не верно. Серенада была пропета также холодно и еле слышно, как и все остальное» — «Волгарь», 20 мая.

И вот уже в конце сентября 1896 года московская пресса рассказывала о спектаклях Русской частной оперы С.И.Мамонтова с участием Ф.И.Шаляпина в роли Мефистофеля: «…г. Шаляпин обнаружил недюжинный сценический талант. Артист, располагая не очень сильным голосом, умеет действовать на публику чрезвычайно осмысленной фразировкой своей партии. Что касается игры г. Шаляпина, то следует отметить, что артист создал тип, близкий к немецкому Мефистофелю, а не к изящному французскому кавалеру, каким его обыкновенно изображают оперные артисты».

24 сентября 1899 года Ф.И.Шаляпин дебютирует на сцене Большого театра в роли Мефистофеля (дирижер И.Альтани). Весь спектакль превратился для артиста в сплошной, грандиозный триумф, какого давно не видели стены Большого театра. «Первое появление г. Шаляпина было встречено бесконечными громовыми рукоплесканиями. Весь театр сверху до низу единодушно приветствовал любимого, высокоталантливого артиста. Такие же овации повторялись множество раз и во время действия, и после каждого акта «Фауста». Артиста в этот вечер вызывали не менее тридцати раз. Ему поднесены были шесть венков: 5 лавровых и цветочных и один серебряный на изящном щите с надписями: «Великому артисту», «Гордости и славе русской оперы», «…Шире дорогу певцу-художнику» и др..

Л.В.Собинов вспоминал: «Поступление Шаляпина в наш театр фактически осуществилось. Триумф был самый настоящий. Голос Федора звучит в нашем театре великолепно, кажется — даже больше. Дирекция за Федором прямо ухаживает, а режиссерское правление готово на все уступки и, что называется, смотрит в глаза». И вот уже два близких друга Шаляпин и Коровин всеми вечерами обсуждали новую постановку «Фауста» на предстоящий 1900 год.

В мае 1900 года Ф.И.Шаляпин получил телеграмму из миланского театра Ла Скала с предложением петь в опере А.Бойто «Мефистофель». Шаляпин поехал в Италию со своим близким другом и композитором С.В.Рахманиновым, где разучивал оперу и интенсивно изучал итальянский язык.

Музыкальная общественность Милана негодовала: на всемирно известную сцену приглашен русский певец! Такого никогда не бывало. Уже на генеральной репетиции в присутствии композитора А.Бойто Шаляпин удивил взыскательную итальянскую публику, когда вышел на сцену в костюме и гриме. Больше всего публику поразило, что образ шаляпинского Мефистофеля не соответствовал оперным шаблонам. Премьера «Мефистофеля» с Шаляпиным превратилась в настоящий оглушительный триумф русского оперного искусства. Артист пел на безукоризненном итальянском языке. Такого Мефистофеля Италия не знала. Его зловещая, голая фигура, завернутая в черное покрывало, гипнотизировала и подавляла зрителя. «Да. Это настоящий дьявол. Какая мимика! Какой голос! Великий артист!» — восклицали критики и публика.

 

И.М.Вавиличева

Ещё больше вы увидиите в музее

Интересные экспонаты

Все
Экспонаты
  • Человек и мир в творчестве М. Горького. Горьковские чтения 2006 года. Материалы Международной конференции.
    Image icon
    Октябрь 1, 2020 Экспонаты
    Человек и мир в творчестве М. Горького. Горьковские чтения 2006 года. Материалы Международной конференции.
    Барахов В.С. «Литературный портрет»- Л: Наука, 1985
    Image icon
    Сентябрь 30, 2020 Экспонаты
    Барахов В.С. «Литературный портрет»- Л: Наука, 1985
    В.С.Барахов «Драма Максима Горького (Истоки, коллизии. метаморфозы). – М: ИМЛИ РАН, 2004.
    Image icon
    Сентябрь 30, 2020 Экспонаты
    В.С.Барахов «Драма Максима Горького (Истоки, коллизии. метаморфозы). – М: ИМЛИ РАН, 2004.
    Ежов Н. «Военная Казань в 1917 году. Краткий очерк « («1917 елда хэрби Казан. Кыскача очерк»). Издание второе.
    Image icon
    Сентябрь 29, 2020 Экспонаты
    Ежов Н. «Военная Казань в 1917 году. Краткий очерк « («1917 елда хэрби Казан. Кыскача очерк»). Издание второе.
  • Человек и мир в творчестве М. Горького. Горьковские чтения 2006 года. Материалы Международной конференции.
    Image icon
    Октябрь 1, 2020 Экспонаты
    Человек и мир в творчестве М. Горького. Горьковские чтения 2006 года. Материалы Международной конференции.
    Барахов В.С. «Литературный портрет»- Л: Наука, 1985
    Image icon
    Сентябрь 30, 2020 Экспонаты
    Барахов В.С. «Литературный портрет»- Л: Наука, 1985
    В.С.Барахов «Драма Максима Горького (Истоки, коллизии. метаморфозы). – М: ИМЛИ РАН, 2004.
    Image icon
    Сентябрь 30, 2020 Экспонаты
    В.С.Барахов «Драма Максима Горького (Истоки, коллизии. метаморфозы). – М: ИМЛИ РАН, 2004.
    Ежов Н. «Военная Казань в 1917 году. Краткий очерк « («1917 елда хэрби Казан. Кыскача очерк»). Издание второе.
    Image icon
    Сентябрь 29, 2020 Экспонаты
    Ежов Н. «Военная Казань в 1917 году. Краткий очерк « («1917 елда хэрби Казан. Кыскача очерк»). Издание второе.