«Ф.И.Шаляпин в роли Бирона»

«Ф.И.Шаляпин в роли Бирона»
Экспонаты

В нашей музейной коллекции имеется фотооткрытка, на которой  Ф.И.Шаляпин предстает в  роли Бирона в опере «Ледяной дом» А.Н.Корещенко на сцене Большого театра. Первая фотография Ф.И.Шаляпин в роли Бирона сделана в фотоателье В.Чеховского в Москве в 1900 году, а затем растиражирована (в т.ч в тематических наборах фотооткрыток). Комплект фотооткрыток «Ф.И.Шаляпин в ролях» передал в музей известный исследователь жизни и творчества Ф.И.Шаляпина Ю.Ф.Котляров в 1994 году.

Премьера оперы А.Н.Корещенко «Ледяной дом» на сцене Большого театра состоялась 7 ноября 1900 года. Вместе с Ф.И.Шаляпиным в оперном спектакле принимали участие его коллеги: М.Дейша-Сионицкая, С.Синицина, Л.Николаева, А.Денисевич, Л.Донской, И.Соколов, В.Тютюнник, Г.Хлюстин, В.Цветков, С.Трезвинский, А.Успенский. За дирижерским пультом стоял опытный У.Авранек. Декорации и костюмы были выполнены тщательно по эскизам известного театрального художника А.Я.Головина.

«В исполнении «Ледяного дома» на безукоризненном русском музыкальном языке говорил один Г.Шаляпин: это действительно плоть от плоти, кость от костей русской музыки. Артисту выпало на долю редкое счастье не учиться у итальянских или итальянствующих профессоров пения, специалистов созидания голосов и умения ставить «ноту» — это величайшие враги вокального искусства. Единственным учителем г.Шаляпина был г.Усатов, но мы его не можем считать настоящим профессором пения, ибо он прежде всего хороший музыкант, вследствие чего и не станет морочить учащихся разными специальными фокусами преподавания.

Когда профессор пения называет себя представителем мифической «старой итальянской школы», то мы уже чувствуем к нему недоверие, ибо старая итальянская школа была просто школой хороших музыкантов, вполне понимавших музыкальный стиль своего времени и умевших научить его исполнять. О специальных же хитростях в постановке голосов тогда не упоминалось. Г.Шаляпин избежал этих хитростей, а врожденный музыкальный талант позволил ему угадать сущность композиций, им исполняемых, и в результате явился такой полный и блестящий представитель русской школы пения, какого до сих пор не было.

Если найдутся профессора пения, обладающие достаточными сведениями в музыке, чтобы понять особенности, отличающие г.Шаляпина от остальных певцов, то можно будет надеяться, что у нас явится и русская школа преподавания, какой до сих пор не было и в зародыше; тогда перестанут говорить и о старой итальянской школе, ибо лучшим ее воскрешением будет русская музыкальная школа пения». Автором рецензии о роли Бирона в исполнении Ф.И.Шаляпина и об опере А.Н.Корещенко «Ледяной дом» выступал Николай Дмитриевич Кашкин — авторитетный музыкальный критик, профессор Московской консерватории.

Ирина Федоровна Шаляпина, дочь великого артиста,  вспоминала удивительный случай, с такой точностью овладел артист душой персонажа, что в конкретной ситуации действовал так, как в жизни действовал данный персонаж. Когда Шаляпин исполняя роль Бирона в опере А.Н.Корещенко «Ледяной дом», в припадке злобы стал рвать кружевные манжеты на своем камзоле. В антракте к нему в артистическую уборную вбежал князь Сергей Михайлович Волконский, который в то время был директором Большого театра. «Федор Иванович, преклоняюсь перед вашим гениальным исполнением роли Бирона. Ведь это исторический факт, когда Бирон в злобе отрывает на своем камзоле, кружева, над плетением которых слепли крепостные кружевницы!»

После спектакля, вернувшись домой, Шаляпин признавался своей супруге, что ничего подобного он не вычитал в книгах, что сделал это совершенно случайно. После воплощения психологического строя персонажа, воссоздание его внешнего облика становится для Шаляпина первостепенной задачей творческого процесса. «Под внешностью, — писал артист, — я разумею не только грим лица, цвет волос и тому подобное, но и манеру персонажа быть: ходить, слушать, говорить, смеяться, плакать. Внешность, несомненно, несет в себе целый ряд признаков и проявлений его внутреннего мира».

Вавиличева И.М.

Ещё больше вы увидиите в музее

Интересные экспонаты

Все
Экспонаты
  • Ахтямова Р.3. Свияжск – остров любви: Сентиментальная повесть. Алматы: Агентство «Цитрус», 2019. 312с.
    Image icon
    Ноябрь 29, 2021 Экспонаты
    Ахтямова Р.3. Свияжск – остров любви: Сентиментальная повесть. Алматы: Агентство «Цитрус», 2019. 312с.
    Коган П.С. История русской литературы с древнейших времен до наших дней. Молодая гвардия, М.-Л., 1928. 272 с.
    Image icon
    Ноябрь 29, 2021 Экспонаты
    Коган П.С. История русской литературы с древнейших времен до наших дней. Молодая гвардия, М.-Л., 1928. 272 с.
    М.Горький. Городок. Заметки из дневника. Воспоминания. М., Л., 1926. 61 с.
    Image icon
    Ноябрь 22, 2021 Экспонаты
    М.Горький. Городок. Заметки из дневника. Воспоминания. М., Л., 1926. 61 с.
    Адгамова С.С. Рассказы, воспоминания. (На татарском языке).
    Image icon
    Ноябрь 18, 2021 Экспонаты
    Адгамова С.С. Рассказы, воспоминания. (На татарском языке).
  • Ахтямова Р.3. Свияжск – остров любви: Сентиментальная повесть. Алматы: Агентство «Цитрус», 2019. 312с.
    Image icon
    Ноябрь 29, 2021 Экспонаты
    Ахтямова Р.3. Свияжск – остров любви: Сентиментальная повесть. Алматы: Агентство «Цитрус», 2019. 312с.
    Коган П.С. История русской литературы с древнейших времен до наших дней. Молодая гвардия, М.-Л., 1928. 272 с.
    Image icon
    Ноябрь 29, 2021 Экспонаты
    Коган П.С. История русской литературы с древнейших времен до наших дней. Молодая гвардия, М.-Л., 1928. 272 с.
    М.Горький. Городок. Заметки из дневника. Воспоминания. М., Л., 1926. 61 с.
    Image icon
    Ноябрь 22, 2021 Экспонаты
    М.Горький. Городок. Заметки из дневника. Воспоминания. М., Л., 1926. 61 с.
    Адгамова С.С. Рассказы, воспоминания. (На татарском языке).
    Image icon
    Ноябрь 18, 2021 Экспонаты
    Адгамова С.С. Рассказы, воспоминания. (На татарском языке).