Фигнер Н.Н. Конец 1890-х – нач. 1900-х

Фигнер Н.Н. Конец 1890-х – нач. 1900-х
Экспонаты

В шаляпинском фонде Музея А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина имеется немало снимков современников великого артиста, с которыми он выступал на сценах, среди них – Фигнер Николай Николаевич(1857-1918).  Искусство этого певца(лирико-драматический тенор) сыграло важную роль в развитии всего отечественного оперного театра, в формировании типа певца-актера.

Фигнер родился в городе Мамадыше Казанской губернии. Не дав закончить  курса казанской гимназии, родители отдали мальчика в 1874г. в петербургский Морской кадетский корпус. Через четыре года Николай стал гардемарином.

Зачисленный во флотский экипаж, Фигнер был назначен в плавание на корвете «Аскольд», на котором совершил кругосветное путешествие. В 1879 г. Николая произвели в мичманы, а 9 февраля 1881 года его уволили со службы по болезни в чине лейтенанта.

В течение последующих пяти лет (1882—1887) Фигнер становится одной из заметных величин в европейском оперном театре. Первоначально он  учился в Петербургской консерватории, но был исключён, так как начинающего артиста уверяли в том, что у него отсутствует талант вокалиста. Затем  учился в Неаполитанской консерватории у Франческо Ламперти и с успехом дебютировал в Неаполе в опере Гуно «Филемон и Бавкида», а через несколько дней — в «Фаусте». Им заинтересовались. Начались гастроли по разным городам Италии, выступления в Испании, Южной Америке, Англии.

В 1887г.Фигнера уже приглашают в Мариинский театр, и на невиданно выгодных условиях. В апреле он впервые вышел на сцену в партии Радамеса и с этого момента до 1904 года оставался ведущим солистом труппы, ее опорой и гордостью. Вероятно, чтобы увековечить имя этого певца, хватило бы и того, что именно он был первым исполнителем партий Германа в «Пиковой даме». Особенно выразительно драматическое искусство Фигнера проявилось в этой партии, которую П. И. Чайковский написал специально для Николая Николаевича. Композитор надписал Николаю Николаевичу клавир «Пиковой дамы»: «Виновнику существования этой оперы от благодарного автора».

За свое двадцатилетнее пребывание в Петербурге Фигнер спел очень много партий. Это был герой сильных и эффектных, хотя и оперно-условных страстей. Типично русские и немецкие оперы в большинстве случаев удавались ему меньше. Разнообразных сценических типов Фигнер не создавал (в том смысле, как создавал их, например, Шаляпин): почти всегда и во всем он оставался самим собой, то есть все тем же изящным, нервным и страстным первым тенором. Даже грим его почти не менялся — менялись только костюмы, соответственно сгущались или ослаблялись краски, оттенялись те или другие подробности.

Фигнер был эпохой, школой, реформистом и, может быть, революционером. Лучшие годы сценической жизни певца предварили и подготовили почву для реалистического искусства Ф. И. Шаляпина, И. В. Ершова и их современников.

Фигнер покинул сцену в расцвете своего таланта. В 1907 году состоялся его прощальный бенефис. Но и завершив карьеру певца, Фигнер остался в русской опере. Он стал организатором и руководителем нескольких трупп в Одессе, Тифлисе, Нижнем Новгороде, вел активную и разностороннюю общественную деятельность, выступал в общедоступных концертах, был организатором конкурса на создание оперных произведений. Наиболее заметный след в культурной жизни оставила его деятельность на посту руководителя оперной труппы петербургского Народного дома, где проявились и незаурядные режиссерские способности Фигнера.

Представленный снимок запечатлел артиста в период, когда он был солистом Мариинского театра.

Белова Л.Б.

Ещё больше вы увидиите в музее

Интересные экспонаты

Все
Экспонаты
  • «Вопросы литературы». Журнал критики и литературоведения. 1993 год. Выпуск I.
    Image icon
    Апрель 14, 2021 Экспонаты
    «Вопросы литературы». Журнал критики и литературоведения. 1993 год. Выпуск I.
    «Вопросы литературы». Ежемесячный журнал критики и литературоведения. Май 1991 года.
    Image icon
    Апрель 14, 2021 Экспонаты
    «Вопросы литературы». Ежемесячный журнал критики и литературоведения. Май 1991 года.
    Гайнуллин М.Х., Вазиева Дж.Г. Татар эдэбияты. ХХ йоз. 1 кисэк. Югары уку йортлары очен. (Татарская литература ХХ века. Часть 1 (для высших учебных заведений)).
    Image icon
    Апрель 14, 2021 Экспонаты
    Гайнуллин М.Х., Вазиева Дж.Г. Татар эдэбияты. ХХ йоз. 1 кисэк. Югары уку йортлары очен. (Татарская литература ХХ века. Часть 1 (для высших учебных заведений)).
    Валиева Резеда. Канатлы жайдак. Поэма хэм шигырьлэр (Валеева Р.Т. Крылатый всадник. Поэма и стихи). – Казань: Татар. кн. изд-во, 1966. —  54 стр.(?) – На татар. яз.
    Image icon
    Апрель 14, 2021 Экспонаты
    Валиева Резеда. Канатлы жайдак. Поэма хэм шигырьлэр (Валеева Р.Т. Крылатый всадник. Поэма и стихи). – Казань: Татар. кн. изд-во, 1966. — 54 стр.(?) – На татар. яз.
  • «Вопросы литературы». Журнал критики и литературоведения. 1993 год. Выпуск I.
    Image icon
    Апрель 14, 2021 Экспонаты
    «Вопросы литературы». Журнал критики и литературоведения. 1993 год. Выпуск I.
    «Вопросы литературы». Ежемесячный журнал критики и литературоведения. Май 1991 года.
    Image icon
    Апрель 14, 2021 Экспонаты
    «Вопросы литературы». Ежемесячный журнал критики и литературоведения. Май 1991 года.
    Гайнуллин М.Х., Вазиева Дж.Г. Татар эдэбияты. ХХ йоз. 1 кисэк. Югары уку йортлары очен. (Татарская литература ХХ века. Часть 1 (для высших учебных заведений)).
    Image icon
    Апрель 14, 2021 Экспонаты
    Гайнуллин М.Х., Вазиева Дж.Г. Татар эдэбияты. ХХ йоз. 1 кисэк. Югары уку йортлары очен. (Татарская литература ХХ века. Часть 1 (для высших учебных заведений)).
    Валиева Резеда. Канатлы жайдак. Поэма хэм шигырьлэр (Валеева Р.Т. Крылатый всадник. Поэма и стихи). – Казань: Татар. кн. изд-во, 1966. —  54 стр.(?) – На татар. яз.
    Image icon
    Апрель 14, 2021 Экспонаты
    Валиева Резеда. Канатлы жайдак. Поэма хэм шигырьлэр (Валеева Р.Т. Крылатый всадник. Поэма и стихи). – Казань: Татар. кн. изд-во, 1966. — 54 стр.(?) – На татар. яз.