В шаляпинском фонде Музея А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина имеется немало снимков современников великого артиста, с которыми он выступал на сценах, среди них – Фигнер Николай Николаевич(1857-1918). Искусство этого певца(лирико-драматический тенор) сыграло важную роль в развитии всего отечественного оперного театра, в формировании типа певца-актера.
Фигнер родился в городе Мамадыше Казанской губернии. Не дав закончить курса казанской гимназии, родители отдали мальчика в 1874г. в петербургский Морской кадетский корпус. Через четыре года Николай стал гардемарином.
Зачисленный во флотский экипаж, Фигнер был назначен в плавание на корвете «Аскольд», на котором совершил кругосветное путешествие. В 1879 г. Николая произвели в мичманы, а 9 февраля 1881 года его уволили со службы по болезни в чине лейтенанта.
В течение последующих пяти лет (1882—1887) Фигнер становится одной из заметных величин в европейском оперном театре. Первоначально он учился в Петербургской консерватории, но был исключён, так как начинающего артиста уверяли в том, что у него отсутствует талант вокалиста. Затем учился в Неаполитанской консерватории у Франческо Ламперти и с успехом дебютировал в Неаполе в опере Гуно «Филемон и Бавкида», а через несколько дней — в «Фаусте». Им заинтересовались. Начались гастроли по разным городам Италии, выступления в Испании, Южной Америке, Англии.
В 1887г.Фигнера уже приглашают в Мариинский театр, и на невиданно выгодных условиях. В апреле он впервые вышел на сцену в партии Радамеса и с этого момента до 1904 года оставался ведущим солистом труппы, ее опорой и гордостью. Вероятно, чтобы увековечить имя этого певца, хватило бы и того, что именно он был первым исполнителем партий Германа в «Пиковой даме». Особенно выразительно драматическое искусство Фигнера проявилось в этой партии, которую П. И. Чайковский написал специально для Николая Николаевича. Композитор надписал Николаю Николаевичу клавир «Пиковой дамы»: «Виновнику существования этой оперы от благодарного автора».
За свое двадцатилетнее пребывание в Петербурге Фигнер спел очень много партий. Это был герой сильных и эффектных, хотя и оперно-условных страстей. Типично русские и немецкие оперы в большинстве случаев удавались ему меньше. Разнообразных сценических типов Фигнер не создавал (в том смысле, как создавал их, например, Шаляпин): почти всегда и во всем он оставался самим собой, то есть все тем же изящным, нервным и страстным первым тенором. Даже грим его почти не менялся — менялись только костюмы, соответственно сгущались или ослаблялись краски, оттенялись те или другие подробности.
Фигнер был эпохой, школой, реформистом и, может быть, революционером. Лучшие годы сценической жизни певца предварили и подготовили почву для реалистического искусства Ф. И. Шаляпина, И. В. Ершова и их современников.
Фигнер покинул сцену в расцвете своего таланта. В 1907 году состоялся его прощальный бенефис. Но и завершив карьеру певца, Фигнер остался в русской опере. Он стал организатором и руководителем нескольких трупп в Одессе, Тифлисе, Нижнем Новгороде, вел активную и разностороннюю общественную деятельность, выступал в общедоступных концертах, был организатором конкурса на создание оперных произведений. Наиболее заметный след в культурной жизни оставила его деятельность на посту руководителя оперной труппы петербургского Народного дома, где проявились и незаурядные режиссерские способности Фигнера.
Представленный снимок запечатлел артиста в период, когда он был солистом Мариинского театра.
Белова Л.Б.