Фигнер Н.Н. Конец 1890-х – нач. 1900-х

Фигнер Н.Н. Конец 1890-х – нач. 1900-х
Экспонаты

В шаляпинском фонде Музея А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина имеется немало снимков современников великого артиста, с которыми он выступал на сценах, среди них – Фигнер Николай Николаевич(1857-1918).  Искусство этого певца(лирико-драматический тенор) сыграло важную роль в развитии всего отечественного оперного театра, в формировании типа певца-актера.

Фигнер родился в городе Мамадыше Казанской губернии. Не дав закончить  курса казанской гимназии, родители отдали мальчика в 1874г. в петербургский Морской кадетский корпус. Через четыре года Николай стал гардемарином.

Зачисленный во флотский экипаж, Фигнер был назначен в плавание на корвете «Аскольд», на котором совершил кругосветное путешествие. В 1879 г. Николая произвели в мичманы, а 9 февраля 1881 года его уволили со службы по болезни в чине лейтенанта.

В течение последующих пяти лет (1882—1887) Фигнер становится одной из заметных величин в европейском оперном театре. Первоначально он  учился в Петербургской консерватории, но был исключён, так как начинающего артиста уверяли в том, что у него отсутствует талант вокалиста. Затем  учился в Неаполитанской консерватории у Франческо Ламперти и с успехом дебютировал в Неаполе в опере Гуно «Филемон и Бавкида», а через несколько дней — в «Фаусте». Им заинтересовались. Начались гастроли по разным городам Италии, выступления в Испании, Южной Америке, Англии.

В 1887г.Фигнера уже приглашают в Мариинский театр, и на невиданно выгодных условиях. В апреле он впервые вышел на сцену в партии Радамеса и с этого момента до 1904 года оставался ведущим солистом труппы, ее опорой и гордостью. Вероятно, чтобы увековечить имя этого певца, хватило бы и того, что именно он был первым исполнителем партий Германа в «Пиковой даме». Особенно выразительно драматическое искусство Фигнера проявилось в этой партии, которую П. И. Чайковский написал специально для Николая Николаевича. Композитор надписал Николаю Николаевичу клавир «Пиковой дамы»: «Виновнику существования этой оперы от благодарного автора».

За свое двадцатилетнее пребывание в Петербурге Фигнер спел очень много партий. Это был герой сильных и эффектных, хотя и оперно-условных страстей. Типично русские и немецкие оперы в большинстве случаев удавались ему меньше. Разнообразных сценических типов Фигнер не создавал (в том смысле, как создавал их, например, Шаляпин): почти всегда и во всем он оставался самим собой, то есть все тем же изящным, нервным и страстным первым тенором. Даже грим его почти не менялся — менялись только костюмы, соответственно сгущались или ослаблялись краски, оттенялись те или другие подробности.

Фигнер был эпохой, школой, реформистом и, может быть, революционером. Лучшие годы сценической жизни певца предварили и подготовили почву для реалистического искусства Ф. И. Шаляпина, И. В. Ершова и их современников.

Фигнер покинул сцену в расцвете своего таланта. В 1907 году состоялся его прощальный бенефис. Но и завершив карьеру певца, Фигнер остался в русской опере. Он стал организатором и руководителем нескольких трупп в Одессе, Тифлисе, Нижнем Новгороде, вел активную и разностороннюю общественную деятельность, выступал в общедоступных концертах, был организатором конкурса на создание оперных произведений. Наиболее заметный след в культурной жизни оставила его деятельность на посту руководителя оперной труппы петербургского Народного дома, где проявились и незаурядные режиссерские способности Фигнера.

Представленный снимок запечатлел артиста в период, когда он был солистом Мариинского театра.

Белова Л.Б.

Ещё больше вы увидиите в музее

Интересные экспонаты

Все
Экспонаты
  • Юнович М.М. Горький в борьбе за равенство и дружбу народов. М.: Сов. писатель, 1954. 136 с. 1 л. портр.
    Image icon
    Август 12, 2020 Экспонаты
    Юнович М.М. Горький в борьбе за равенство и дружбу народов. М.: Сов. писатель, 1954. 136 с. 1 л. портр.
    «Монография Н.И.Горбунова  «Мартти Талвела. Душа артиста»
    Image icon
    Август 12, 2020 Экспонаты
    «Монография Н.И.Горбунова «Мартти Талвела. Душа артиста»
    Н.И.Горбунов «По скандинавскому следу Ф.И.Шаляпина»
    Image icon
    Август 12, 2020 Экспонаты
    Н.И.Горбунов «По скандинавскому следу Ф.И.Шаляпина»
    Файзи А. «Тукай». Первая книга. Исправленное второе издание. «Таткнигоиздат». Казань: 1956.
    Image icon
    Август 10, 2020 Экспонаты
    Файзи А. «Тукай». Первая книга. Исправленное второе издание. «Таткнигоиздат». Казань: 1956.
  • Юнович М.М. Горький в борьбе за равенство и дружбу народов. М.: Сов. писатель, 1954. 136 с. 1 л. портр.
    Image icon
    Август 12, 2020 Экспонаты
    Юнович М.М. Горький в борьбе за равенство и дружбу народов. М.: Сов. писатель, 1954. 136 с. 1 л. портр.
    «Монография Н.И.Горбунова  «Мартти Талвела. Душа артиста»
    Image icon
    Август 12, 2020 Экспонаты
    «Монография Н.И.Горбунова «Мартти Талвела. Душа артиста»
    Н.И.Горбунов «По скандинавскому следу Ф.И.Шаляпина»
    Image icon
    Август 12, 2020 Экспонаты
    Н.И.Горбунов «По скандинавскому следу Ф.И.Шаляпина»
    Файзи А. «Тукай». Первая книга. Исправленное второе издание. «Таткнигоиздат». Казань: 1956.
    Image icon
    Август 10, 2020 Экспонаты
    Файзи А. «Тукай». Первая книга. Исправленное второе издание. «Таткнигоиздат». Казань: 1956.