Фото. Ф.И.Шаляпин. Москва. 1900-е

Фото. Ф.И.Шаляпин. Москва. 1900-е
Экспонаты

В музейной коллекции имеется фотография, на которой изображен Ф.И.Шаляпин сидящим на скамье, опираясь на трость. Артист одет в концертную сорочку с бабочкой, в пальто и шляпе. Фотография сделана в фотостудии В. Чеховского в Москве и широко тиражирована на почтовых открытках 1900-е годы. Нередко такие фотооткрытки Ф.И.Шаляпин дарил поклонникам своего таланта.

С молодых лет Ф.И.Шаляпин, при всей свойственной ему «богемности», шел к достижению жизненной цели вполне осознанно и никогда не скрывал своих намерений. Не одно только честолюбие определяло направленность его усилий, прежде всего стремление к высокому художественному идеалу, который так рано сложился в его сознании и душе. «Дорогая Иолинка, я, конечно хочу сделать карьеру за границей и сделаю, сделаю! Чувствую, что могу сделать»- так писал он жене И.И.Торнаги.

То, что Ф.И.Шаляпину удалось не только осуществить задуманное, но и сделать это достоянием современной ему музыкальной культуры, подтверждает музыкальный критик Ю.Д.Энгель: «Несомненно, что итальянскую школу исполнения, связанную до некоторой степени с характерными чертами самой итальянской музыки, школу, где главными факторами выражения были внешние вокальные факторы, — заменила ныне русская – шаляпинская, в которой самодовлеющим элементом стало слово, претворенное в музыку и углубленное ею».

А.М.Горький в письме к В.А.Поссе назвал Ф.И.Шаляпина гением, добавив: «Это брат, некое большое чудовище, одаренное страшной, дьявольской силой порабощать толпу». «Дьявольской» силой воздействия на публику восхищалась Айседора Дункан, да и многие другие поклонники артиста нередко употребляли именно этот эпитет. Шаляпинские образы оказываются в тесном внутреннем сопряжении с исканиями общественной и художественной мысли 1900-1910-х годов, с ее стремлением всесторонне исследовать, объяснять истоки социального зла.

Обличение тиранов, деспотов обретало у артиста такую значительность еще и потому, что опиралось на его собственное нравственное чувство. Преданность творчеству, страсть художнического подвижничества в сознании Ф.И.Шаляпина тесно связаны с гуманистическим идеалом человека. Натура артиста противилась самой идее нравственного разрушения, растления личности, обману, политическому интриганству и он явился создателем художественной антитезы, образному воплощению Добра.

Вавиличева И.М.

Ещё больше вы увидиите в музее

Интересные экспонаты

Все
Экспонаты
  • Горький М. Полное собрание сочинений. Письма в двадцати четырех томах.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Горький М. Полное собрание сочинений. Письма в двадцати четырех томах.
    Матевосян Е.Р.Казань, 2009 г.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Матевосян Е.Р.Казань, 2009 г.
    Пятницкий К.П., Горький А.М., Тихомиров А.А., Пешкова Е.П. на Волге по пути на Кавказ. Июнь, 1903 г.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Пятницкий К.П., Горький А.М., Тихомиров А.А., Пешкова Е.П. на Волге по пути на Кавказ. Июнь, 1903 г.
    Скирмунт С.А. Москва. 1920-е гг.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Скирмунт С.А. Москва. 1920-е гг.
  • Горький М. Полное собрание сочинений. Письма в двадцати четырех томах.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Горький М. Полное собрание сочинений. Письма в двадцати четырех томах.
    Матевосян Е.Р.Казань, 2009 г.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Матевосян Е.Р.Казань, 2009 г.
    Пятницкий К.П., Горький А.М., Тихомиров А.А., Пешкова Е.П. на Волге по пути на Кавказ. Июнь, 1903 г.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Пятницкий К.П., Горький А.М., Тихомиров А.А., Пешкова Е.П. на Волге по пути на Кавказ. Июнь, 1903 г.
    Скирмунт С.А. Москва. 1920-е гг.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Скирмунт С.А. Москва. 1920-е гг.