Фото. Ф.И.Шаляпин. Москва. 1900-е

Фото. Ф.И.Шаляпин. Москва. 1900-е
Экспонаты

В музейной коллекции имеется фотография, на которой изображен Ф.И.Шаляпин сидящим на скамье, опираясь на трость. Артист одет в концертную сорочку с бабочкой, в пальто и шляпе. Фотография сделана в фотостудии В. Чеховского в Москве и широко тиражирована на почтовых открытках 1900-е годы. Нередко такие фотооткрытки Ф.И.Шаляпин дарил поклонникам своего таланта.

С молодых лет Ф.И.Шаляпин, при всей свойственной ему «богемности», шел к достижению жизненной цели вполне осознанно и никогда не скрывал своих намерений. Не одно только честолюбие определяло направленность его усилий, прежде всего стремление к высокому художественному идеалу, который так рано сложился в его сознании и душе. «Дорогая Иолинка, я, конечно хочу сделать карьеру за границей и сделаю, сделаю! Чувствую, что могу сделать»- так писал он жене И.И.Торнаги.

То, что Ф.И.Шаляпину удалось не только осуществить задуманное, но и сделать это достоянием современной ему музыкальной культуры, подтверждает музыкальный критик Ю.Д.Энгель: «Несомненно, что итальянскую школу исполнения, связанную до некоторой степени с характерными чертами самой итальянской музыки, школу, где главными факторами выражения были внешние вокальные факторы, — заменила ныне русская – шаляпинская, в которой самодовлеющим элементом стало слово, претворенное в музыку и углубленное ею».

А.М.Горький в письме к В.А.Поссе назвал Ф.И.Шаляпина гением, добавив: «Это брат, некое большое чудовище, одаренное страшной, дьявольской силой порабощать толпу». «Дьявольской» силой воздействия на публику восхищалась Айседора Дункан, да и многие другие поклонники артиста нередко употребляли именно этот эпитет. Шаляпинские образы оказываются в тесном внутреннем сопряжении с исканиями общественной и художественной мысли 1900-1910-х годов, с ее стремлением всесторонне исследовать, объяснять истоки социального зла.

Обличение тиранов, деспотов обретало у артиста такую значительность еще и потому, что опиралось на его собственное нравственное чувство. Преданность творчеству, страсть художнического подвижничества в сознании Ф.И.Шаляпина тесно связаны с гуманистическим идеалом человека. Натура артиста противилась самой идее нравственного разрушения, растления личности, обману, политическому интриганству и он явился создателем художественной антитезы, образному воплощению Добра.

Вавиличева И.М.

Ещё больше вы увидиите в музее

Интересные экспонаты

Все
Экспонаты
  • Фото. Т.К.Журавлев с дочкой Асей, В.И.Костригин и Л.И.Топчий. Казань. 1960 –е гг.
    Image icon
    Июль 9, 2020 Экспонаты
    Фото. Т.К.Журавлев с дочкой Асей, В.И.Костригин и Л.И.Топчий. Казань. 1960 –е гг.
    Фото. Нонна Орешина. Казань. 1960-е
    Image icon
    Июль 9, 2020 Экспонаты
    Фото. Нонна Орешина. Казань. 1960-е
    Луначарский А.В. «Слово о Горьком». Москва. 1938.
    Image icon
    Июль 8, 2020 Экспонаты
    Луначарский А.В. «Слово о Горьком». Москва. 1938.
    Семагина О. «Горький – критик. Пособие для учителей». Москва. 1957.
    Image icon
    Июль 8, 2020 Экспонаты
    Семагина О. «Горький – критик. Пособие для учителей». Москва. 1957.
  • Фото. Т.К.Журавлев с дочкой Асей, В.И.Костригин и Л.И.Топчий. Казань. 1960 –е гг.
    Image icon
    Июль 9, 2020 Экспонаты
    Фото. Т.К.Журавлев с дочкой Асей, В.И.Костригин и Л.И.Топчий. Казань. 1960 –е гг.
    Фото. Нонна Орешина. Казань. 1960-е
    Image icon
    Июль 9, 2020 Экспонаты
    Фото. Нонна Орешина. Казань. 1960-е
    Луначарский А.В. «Слово о Горьком». Москва. 1938.
    Image icon
    Июль 8, 2020 Экспонаты
    Луначарский А.В. «Слово о Горьком». Москва. 1938.
    Семагина О. «Горький – критик. Пособие для учителей». Москва. 1957.
    Image icon
    Июль 8, 2020 Экспонаты
    Семагина О. «Горький – критик. Пособие для учителей». Москва. 1957.