Представленное фото А.М. Горького (размером 18 х 24 см) находится в горьковском фонде Музея А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина. Оно выполнено в Нижнем Новгороде, где проживал писатель, в одном из фотоателье замечательного фотографа М.П. Дмитриева, которого Горький хорошо знал. В это время растет популярность писателя. Его сочинения переводились на иностранные языки, по его пьесам в МХТ ставились спектакли («Мещане», «На Дне»), имевшие большой успех. Его фотографии продавались на книжных лотках. В губернских и уездных городах появились двойники. Они носили, как и он, сапоги с заправленными в них штанами, украинские расшитые рубахи, наборные кавказские пояски, отращивали себе усы и длинные волосы, устраивали концерты с чтением его произведений. В подобной рубашке-косоворотке Алексея Максимовича запечатлел фотограф. Как вспоминает писатель Н.Д.Телешов, однажды, он вместе с Горьким смотрел из директорской ложи спектакль по пьесе А.П. Чехова «Чайка». Чехов находился за кулисами. В первом антракте в публике стали громко произносить имя Горького. В следующем антракте возле ложи уже собралась толпа, которая настойчиво вызывала Горького и под напором которой дверь в ложу распахнулась. Весь коридор был полон народа. Загремели аплодисменты, заликовали поклонники, но Горький не только не раскланялся в ответ, но решительно вышел из кабинета в толпу и резко спросил: «Что вам от меня нужно? Чего вы пришли смотреть на меня? Что я вам – Венера Медицейская? Или балерина? Или утопленник? Нехорошо, господа, Вы ставите меня в неловкое положение перед Антоном Павловичем: ведь идет его пьеса, а не моя. И при том такая прекрасная пьеса. И сам Антон Павлович находится в театре. Стыдно!»
Эпизод этот – яркое свидетельство деликатного, уважительного и бережного отношения Горького к Чехову, а также личной скромности Алексея Максимовича. Это один из многочисленных примеров того, как не любил писатель праздного любопытства, как тяготился славой и избегал популярности.
Представленный снимок писателя используется в выставочных проектах и демонстрируется на музейных занятиях.
Л.Б. Белова