Экономика, культурная жизнь, решение бытовых проблем любого приволжского города или населенного пункта всегда тесно связаны с рекой, с Волгой. Не последнюю роль в этом играют городские пристани. По реке доставляются все необходимые товары и продукты, строительные материалы и оборудование, по реке передвигаются пассажиры и путешественники, река обеспечивает водой города и села по ее берегам. Речные перевозки стоят намного дешевле наземных, даже железнодорожных, поэтому реку, в особенности Волгу, абсолютно определенно можно назвать житницей любого Приволжского населенного пункта. Казань с глубочайшей древности неявлялась исключением: «Волга – матушка, Волга – кормилица!». Жизнь и трудовая деятельность значительной части горожан (казанцев) на протяжении многих веков, безусловно, была связана с Волгой, и, конечно же, с волжскими пристанями. Волга и волжские пристани не давали умереть с голоду большей части городской бедноты: на пристанях всегда находилась, пусть временная, сезонная, и, как правило, малооплачиваемая, работа. Казань из-за своего не очень удобного для судоходства расположения на низких, болотистых берегах Волги и Казанки, не могла до середины 20 в. в полной мере воспользоваться преимуществами своего приволжского расположения. Казанцы вынуждены были содержать две пристани – весеннюю, располагавшуюся на реке Казанке в районе Адмиралтейской слободы, на которой навигация проходила с апреля до середины мая, и которая называлась Ближнее Устье, и летнюю, располагавшуюся на реке Волге – Дальнее Устье – на которой навигация продолжалась со второй половины мая до глубокой осени. Такое разделение было необходимым, т.к. Дальнее Устье ежегодно в период половодья затапливало весенними водами. Как отмечали сами горожане и приезжие путешественники, обе казанские пристани отличались крайней неблагоустроенностью. Заканчивалось половодье, и у речников начинались новые проблемы – многочисленные мели, которые стали настоящим бедствием для всего волжского судоходства. В засушливые годы река мелела настолько, что даже на относительно благополучном участке Волги между Нижним Новгородом и Казанью речники вынуждены были либо приостанавливать свою деятельность, либо пускать по реке только небольшие суда с мелкой осадкой и перегружать на них грузы с больших речных судов. Процесс этот был очень трудоемкий и финансово затратный. Только в середине 20 в., после строительства на Волге Куйбышевского водохранилища в 1957 г., и затопления в связи с этим территории пристани Дальнее Устье, в Казани построили новый современный речной порт прямо в черте города.
Волжские пристани тесно связаны с биографиями многих известных казанцев, в том числе и с жизнью в Казани великого русского писателя Максима Горького и выдающегося оперного певца, уроженца Казани, Федора Шаляпина. В юности из-за бедности оба летом подрабатывали грузчиками и выполняли другую мелкую работу на казанских пристанях. Впоследствии Алексей Максимович Горький неоднократно будет возвращаться к описанию образов портовых грузчиков – «крючников» и тяжелого изнурительного труда на казанских пристанях в своих произведениях, в том числе и в известной автобиографической повести о жизни в Казани «Мои университеты». А Федор Иванович Шаляпин упомянет работу на пристанях в своих мемуарах «Страницы из моей жизни» и «Маска и душа». В казанском Музее А.М.Горького и Ф.И.Шаляпина есть немало фотографий казанских пристаней конца 19 – начала 20 вв. с их пестрой, шумной жизнью, и видами волжских речных судов этого времени.
Д.Р.Хайрутдинова.