Фото. Казанские пристани. Конец XIX-начало ХХ вв.

Фото. Казанские пристани. Конец XIX-начало ХХ вв.
Экспонаты

Экономика, культурная жизнь, решение бытовых проблем любого приволжского города или населенного пункта всегда тесно связаны с рекой, с Волгой. Не последнюю роль в этом играют городские пристани. По реке доставляются все необходимые товары и продукты, строительные материалы и оборудование, по реке передвигаются пассажиры и путешественники, река обеспечивает водой города и села по ее берегам. Речные перевозки стоят намного дешевле наземных, даже железнодорожных, поэтому реку, в особенности Волгу, абсолютно определенно можно назвать житницей любого Приволжского населенного пункта. Казань с глубочайшей древности неявлялась исключением: «Волга – матушка, Волга – кормилица!». Жизнь и трудовая деятельность значительной части горожан (казанцев) на протяжении многих веков, безусловно, была связана с Волгой, и, конечно же, с волжскими пристанями. Волга и волжские пристани не давали умереть с голоду большей части городской бедноты: на пристанях всегда находилась, пусть временная, сезонная, и, как правило, малооплачиваемая, работа. Казань из-за своего не очень удобного для судоходства расположения на низких, болотистых берегах Волги и Казанки, не могла до середины 20 в. в полной мере воспользоваться преимуществами своего приволжского расположения. Казанцы вынуждены были содержать две пристани – весеннюю, располагавшуюся на реке Казанке в районе Адмиралтейской слободы, на которой навигация проходила  с апреля до середины мая, и которая называлась Ближнее Устье, и летнюю, располагавшуюся на реке Волге – Дальнее Устье – на которой навигация продолжалась со второй половины мая до глубокой осени. Такое разделение было необходимым, т.к. Дальнее Устье ежегодно в период половодья затапливало весенними водами. Как отмечали сами горожане и приезжие путешественники, обе казанские пристани отличались крайней неблагоустроенностью. Заканчивалось половодье, и у речников начинались новые проблемы – многочисленные мели, которые стали настоящим бедствием для всего волжского судоходства. В засушливые годы река мелела настолько, что даже на относительно благополучном участке Волги между Нижним Новгородом и Казанью речники вынуждены были либо приостанавливать свою деятельность, либо пускать по реке только небольшие суда с мелкой осадкой и перегружать на них грузы с больших речных судов. Процесс этот был очень трудоемкий и финансово затратный. Только в середине 20 в., после строительства на Волге Куйбышевского водохранилища в 1957 г., и затопления в связи с этим территории пристани Дальнее Устье, в Казани построили новый современный речной порт прямо в черте города.

Волжские пристани тесно связаны с биографиями многих известных казанцев, в том числе и с жизнью в Казани великого русского писателя Максима Горького и выдающегося оперного певца, уроженца Казани, Федора Шаляпина. В юности из-за бедности оба летом подрабатывали грузчиками и выполняли другую мелкую работу на казанских пристанях. Впоследствии Алексей Максимович Горький неоднократно будет возвращаться к описанию образов портовых грузчиков – «крючников» и тяжелого изнурительного труда на казанских пристанях в своих произведениях, в том числе и в известной автобиографической повести о жизни в Казани «Мои университеты». А Федор Иванович Шаляпин упомянет работу на пристанях  в своих мемуарах «Страницы из моей жизни» и «Маска и душа». В казанском Музее А.М.Горького и Ф.И.Шаляпина есть немало фотографий казанских пристаней конца 19 – начала 20 вв. с их пестрой, шумной жизнью, и видами волжских речных судов этого времени.

Д.Р.Хайрутдинова.

Ещё больше вы увидиите в музее

Интересные экспонаты

Все
Экспонаты
  • Горький М. Полное собрание сочинений. Письма в двадцати четырех томах.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Горький М. Полное собрание сочинений. Письма в двадцати четырех томах.
    Матевосян Е.Р.Казань, 2009 г.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Матевосян Е.Р.Казань, 2009 г.
    Пятницкий К.П., Горький А.М., Тихомиров А.А., Пешкова Е.П. на Волге по пути на Кавказ. Июнь, 1903 г.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Пятницкий К.П., Горький А.М., Тихомиров А.А., Пешкова Е.П. на Волге по пути на Кавказ. Июнь, 1903 г.
    Скирмунт С.А. Москва. 1920-е гг.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Скирмунт С.А. Москва. 1920-е гг.
  • Горький М. Полное собрание сочинений. Письма в двадцати четырех томах.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Горький М. Полное собрание сочинений. Письма в двадцати четырех томах.
    Матевосян Е.Р.Казань, 2009 г.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Матевосян Е.Р.Казань, 2009 г.
    Пятницкий К.П., Горький А.М., Тихомиров А.А., Пешкова Е.П. на Волге по пути на Кавказ. Июнь, 1903 г.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Пятницкий К.П., Горький А.М., Тихомиров А.А., Пешкова Е.П. на Волге по пути на Кавказ. Июнь, 1903 г.
    Скирмунт С.А. Москва. 1920-е гг.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Скирмунт С.А. Москва. 1920-е гг.