Коллекции фотофонда Музея А.М.Горького и Ф.И.Шаляпина на протяжении долгого времени пополнялись фотографиями, переданными московским Музеем- квартирой А.М.Горького, среди которых в 1965 году поступил снимок Марии Фёдоровны Андреевой(1868—1953), гражданской жены Максима Горького. Андреева запечатлена в роли Кетэ в пьесе Герхарта Гауптмана «Одинокие».
Эта роль стала этапной в творчестве Андреевой. Впервые она сыграла Кетэ в 1899 г. и в этом образе с особой силой проявилось ее лирическое дарование. В роли «непримечательной мещаночки» она выходила на сцену 73 раза. Известная актриса В.Л.Юрьева вспоминала свое впечатление от игры Марии Федоровны: «Я до сих пор помню лицо Кете после самоубийства Иоганнеса: Кете падает на пол с зажженной свечой, и пламя играет в ее расширенных, застывших от ужаса глазах. Вообще М.Ф.Андреева в этой роли была так трогательно беспомощна, нежна и прекрасна, что обычное сравнение страдающей женщины со сломанным цветком на этот раз вполне выражало то, что видела публика».
Марию Федоровну в роли Кете в пьесе Гауптмана „Одинокие“ на сцене МХТ в декабре 1899 года видел Лев Николаевич Толстой. Вот как его отзыв передала М. И. Лилина: „Одинокие“ ему страшно понравились, и пьеса и исполнение, в Марию Федоровну Желябужскую он совсем влюбился, сказал, что такой актрисы он в жизни своей не встречал и решил, что она и красавица и чудный человек».
С большим изяществом, отмечали критики, «акварельной тонкостью и лиризмом» Андреева воплотила драматические образы страдающей женщины в пьесах Гауптмана «Потонувший колокол» и «Одинокие». Г.М.Кржижановский писал в своих воспоминаниях: «Чрезвычайно благодарная внешность сочеталась в ней с особым изяществом исполнения, вытекавшим из тонкого проникновения в создаваемый образ и обдуманного психологического анализа».
Нам остаётся только удивляться сценическому мастерству М.Ф.Андреевой и через фотоснимки наслаждаться её красотой.