Фото. «Площадь Сенного базара с мечетью». Казань. Конец ХIХ – начало ХХ вв.

Фото. «Площадь Сенного базара с мечетью».  Казань. Конец ХIХ – начало ХХ вв.
Экспонаты

В фотографиях запечатлены мгновения времени, которые могут рассказать о целой эпохе.  Историю Казани можно «прочесть»  по старинным снимкам, в том числе хранящихся в собрании Музея А.М.Горького и Ф.И.Шаляпина. Это достопримечательности столицы Татарстана, шаляпинские и горьковские места. К числу последних относятся памятники Старо-Татарской слободы, куда часто ходил Алексей Пешков (А.М.Горький) и где, по его словам, «жили какой-то особенной чистоплотной жизнью добродушные и ласковые люди».

Вашему вниманию представлена черно-белая фотография, сделанная со стороны современной ул. Парижской Коммуны (раньше называлась Сенной улицей), недалеко от ее пересечения с ул. Московской. Фотобумага слегка пожелтела от времени, однако, без видимых повреждений.

Запечатленное на снимке место — деловой и культурный центр дореволюционной Старо-Татарской слободы Казани. Окончательно облик Сенной площади сформировался к середине Х1Х в., когда на пересечении улиц Сенной и Московской братья  Исхак и Ибрагим Юнусовы, представители одной из богатейших и известнейших татарских купеческих династий Казани, построили Сенную мечеть (1849 г.). По мусульманским канонам мечеть называется Юнусовской – по имени тех, кто ее построил, однако до сегодняшнего дня она более известна под своим «народным» названием – Сенная мечеть (или Базарная, Сеннобазарная, Седьмая соборная). И сегодня ведутся споры о том, чей архитектурный проект использовался при ее строительстве: одни считают – А.К.Ломана, другие – А.И.Песке. Мечеть представляет собой многогранное, состоящее из разновысоких объемов здание, построенное на высоком подклете. Центральная часть имеет луковичный купол на низком барабане, завершающийся позолоченным шаром и полумесяцем. С северной стороны от основного объема здания расположен далеко выступающий входной портал, над которым возвышается стройный минарет. В целом мечеть решена в стиле татарского национального романтизма. Несмотря на то, что мечеть построена в очень шумном, людном торговом месте, по замыслу архитекторов ничто не должно было отвлекать молящихся от молитвы, поэтому главная часть мечети – михраб —  обращен вглубь двора.

С приходом Советской власти мечеть закрыли, в 1931 г. разобрали минарет мечети, а само здание заняли всевозможные светские учреждения. В начале 1990-х гг. Сенная мечеть была реконструирована и отреставрирована на частные деньги, и теперь, по мусульманской традиции, носит имя своего возродителя – называется Мечеть Нурулла.

Сенная площадь, расположенная перед мечетью, является только частью знаменитого казанского Сенного базара, который занимал территорию больше, чем в один квартал, и заканчивался современной Астрономической улицей, а центром базара была территория современного сквера «Интернационал» на пересечении современных ул. Московской и Астрономической.

 

Д.Р.Хайрутдинова

Ещё больше вы увидиите в музее

Интересные экспонаты

Все
Экспонаты
  • «Вопросы литературы». Журнал критики и литературоведения. 1993 год. Выпуск I.
    Image icon
    Апрель 14, 2021 Экспонаты
    «Вопросы литературы». Журнал критики и литературоведения. 1993 год. Выпуск I.
    «Вопросы литературы». Ежемесячный журнал критики и литературоведения. Май 1991 года.
    Image icon
    Апрель 14, 2021 Экспонаты
    «Вопросы литературы». Ежемесячный журнал критики и литературоведения. Май 1991 года.
    Гайнуллин М.Х., Вазиева Дж.Г. Татар эдэбияты. ХХ йоз. 1 кисэк. Югары уку йортлары очен. (Татарская литература ХХ века. Часть 1 (для высших учебных заведений)).
    Image icon
    Апрель 14, 2021 Экспонаты
    Гайнуллин М.Х., Вазиева Дж.Г. Татар эдэбияты. ХХ йоз. 1 кисэк. Югары уку йортлары очен. (Татарская литература ХХ века. Часть 1 (для высших учебных заведений)).
    Валиева Резеда. Канатлы жайдак. Поэма хэм шигырьлэр (Валеева Р.Т. Крылатый всадник. Поэма и стихи). – Казань: Татар. кн. изд-во, 1966. —  54 стр.(?) – На татар. яз.
    Image icon
    Апрель 14, 2021 Экспонаты
    Валиева Резеда. Канатлы жайдак. Поэма хэм шигырьлэр (Валеева Р.Т. Крылатый всадник. Поэма и стихи). – Казань: Татар. кн. изд-во, 1966. — 54 стр.(?) – На татар. яз.
  • «Вопросы литературы». Журнал критики и литературоведения. 1993 год. Выпуск I.
    Image icon
    Апрель 14, 2021 Экспонаты
    «Вопросы литературы». Журнал критики и литературоведения. 1993 год. Выпуск I.
    «Вопросы литературы». Ежемесячный журнал критики и литературоведения. Май 1991 года.
    Image icon
    Апрель 14, 2021 Экспонаты
    «Вопросы литературы». Ежемесячный журнал критики и литературоведения. Май 1991 года.
    Гайнуллин М.Х., Вазиева Дж.Г. Татар эдэбияты. ХХ йоз. 1 кисэк. Югары уку йортлары очен. (Татарская литература ХХ века. Часть 1 (для высших учебных заведений)).
    Image icon
    Апрель 14, 2021 Экспонаты
    Гайнуллин М.Х., Вазиева Дж.Г. Татар эдэбияты. ХХ йоз. 1 кисэк. Югары уку йортлары очен. (Татарская литература ХХ века. Часть 1 (для высших учебных заведений)).
    Валиева Резеда. Канатлы жайдак. Поэма хэм шигырьлэр (Валеева Р.Т. Крылатый всадник. Поэма и стихи). – Казань: Татар. кн. изд-во, 1966. —  54 стр.(?) – На татар. яз.
    Image icon
    Апрель 14, 2021 Экспонаты
    Валиева Резеда. Канатлы жайдак. Поэма хэм шигырьлэр (Валеева Р.Т. Крылатый всадник. Поэма и стихи). – Казань: Татар. кн. изд-во, 1966. — 54 стр.(?) – На татар. яз.