В фотографиях запечатлены мгновения времени, которые могут рассказать о целой эпохе. Историю Казани можно «прочесть» по старинным снимкам, в том числе хранящихся в собрании Музея А.М.Горького и Ф.И.Шаляпина. Это достопримечательности столицы Татарстана, шаляпинские и горьковские места. К числу последних относятся памятники Старо-Татарской слободы, куда часто ходил Алексей Пешков (А.М.Горький) и где, по его словам, «жили какой-то особенной чистоплотной жизнью добродушные и ласковые люди».
Вашему вниманию представлена черно-белая фотография, сделанная со стороны современной ул. Парижской Коммуны (раньше называлась Сенной улицей), недалеко от ее пересечения с ул. Московской. Фотобумага слегка пожелтела от времени, однако, без видимых повреждений.
Запечатленное на снимке место — деловой и культурный центр дореволюционной Старо-Татарской слободы Казани. Окончательно облик Сенной площади сформировался к середине Х1Х в., когда на пересечении улиц Сенной и Московской братья Исхак и Ибрагим Юнусовы, представители одной из богатейших и известнейших татарских купеческих династий Казани, построили Сенную мечеть (1849 г.). По мусульманским канонам мечеть называется Юнусовской – по имени тех, кто ее построил, однако до сегодняшнего дня она более известна под своим «народным» названием – Сенная мечеть (или Базарная, Сеннобазарная, Седьмая соборная). И сегодня ведутся споры о том, чей архитектурный проект использовался при ее строительстве: одни считают – А.К.Ломана, другие – А.И.Песке. Мечеть представляет собой многогранное, состоящее из разновысоких объемов здание, построенное на высоком подклете. Центральная часть имеет луковичный купол на низком барабане, завершающийся позолоченным шаром и полумесяцем. С северной стороны от основного объема здания расположен далеко выступающий входной портал, над которым возвышается стройный минарет. В целом мечеть решена в стиле татарского национального романтизма. Несмотря на то, что мечеть построена в очень шумном, людном торговом месте, по замыслу архитекторов ничто не должно было отвлекать молящихся от молитвы, поэтому главная часть мечети – михраб — обращен вглубь двора.
С приходом Советской власти мечеть закрыли, в 1931 г. разобрали минарет мечети, а само здание заняли всевозможные светские учреждения. В начале 1990-х гг. Сенная мечеть была реконструирована и отреставрирована на частные деньги, и теперь, по мусульманской традиции, носит имя своего возродителя – называется Мечеть Нурулла.
Сенная площадь, расположенная перед мечетью, является только частью знаменитого казанского Сенного базара, который занимал территорию больше, чем в один квартал, и заканчивался современной Астрономической улицей, а центром базара была территория современного сквера «Интернационал» на пересечении современных ул. Московской и Астрономической.
Д.Р.Хайрутдинова