Фотография сцены из спектакля «Васса Железнова» в постановке театра МоСПС. В роли Вассы — С.Г. Бирман, в роли Людмилы — О.А. Викландт, Прохор — В.В. Ванин.
В фотофонде Музея А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина раздел драматургия хранит фотографии спектаклей поставленных по пьесам великого писателя.
Среди них, фотография размером 10,8×16,1 см. запечатлевшая сцену из спектакля «Васса Железнова». Главную роль в нем исполнила С.Г. Бирман. В роли ее дочери Людмилы выступила Ольга Артуровна Викландт.
Очень интересным было прочтение образа Людмилы в этом спектакле. В своих воспоминаниях Серафима Бирман писала:
«Кому дал слово Горький в защиту Вассы?
Горький дал особое зрение Людмиле: она не видит того, что видят все, но проникает в то, что недоступно разумным.
В раннем детстве Людмилу напугал отец какой-то дикой безобразной выходкой. Странное действие произвел на Людмилу испуг: она перестала замечать темную страшную жизнь железновского дома и примечает только красивое и доброе: видит парчовый сад, ласковое лицо матери. В Вассе-звере Люда увидела «просто человеческую женщину».
Не случайно даны Горьким эти слова Людмиле — одновременно и слепой и прозорливице. Людмила — «полудитя», а к детям Горький относится с доверием. Свое они видят, свое понимают.
Уже умирающая Васса говорит с Людмилой, но ни смертного пота на лбу матери, ни ее бледности не видит Людмила («дочери — ничего не заметили в лице»). Не распознает она смысла материнских прощальных поцелуев — завеса над всем угрожающим охраняет Люду от горя и печалей…
Но «человеческую женщину» она увидела. Должны ли мы отвергнуть этого свидетеля?».