Фотооткрытка

Фотооткрытка
Экспонаты

Государственный Ордена Ленина Академический Малый Театр — «Варвары» М. Горького. Монахова — народная арт. Е.Н. Гоголева. Государственное изд-во «Искусство» 1946 г.

В фондах Музея А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина хранятся открытки, на которых запечатлены сцены из различных горьковских спектаклей – как дореволюционных, так и советских. Сегодня перед нами открытка с героиней пьесы Горького «Варвары» — Надеждой Монаховой. Эту роль исполняла легендарная артистка Малого театра Елена Николаевна Гоголева. Премьера этого спектакля на сцене Малого театра состоялась 11 февраля 1941 года (пост. К. А. Зубова и И. Я. Судакова. Реж. Е. П. Велихов. Худ. Б. Г. Кноблок).

Елена Николаевна Гоголева (1900 — 1993) – российская ак­три­са, народная артистка СССР (1949), Ге­рой Социалистического Тру­да (1974). Окон­чив в 1916 Алек­сан­д­ро-Ма­ри­ин­ский институт бла­го­род­ных де­виц, учи­лась в Музыкально-дра­ма­тическом училище Московского фи­лар­мо­нического общества. В 1918 со 2-го кур­са бы­ла при­ня­та в Ма­лый театр. С пер­вых ро­лей – Джес­си­ка («Ве­не­ци­ан­ский ку­пец» У. Шек­спи­ра), Тать­я­на («Ста­рик» М. Горь­ко­го), Со­фья («Го­ре от ума» А. С. Гри­бое­до­ва) – Елена Николаевна за­ня­ла по­ло­же­ние ве­ду­щей ак­три­сы труп­пы. Про­дол­жая тра­ди­ции Ма­ло­го те­ат­ра, уде­ля­ла осо­бое вни­ма­ние куль­ту­ре сце­нической ре­чи. Раз­но­сто­рон­няя ин­ди­ви­ду­аль­ность, стра­ст­ный тем­пе­ра­мент и яр­кая сце­ническая внеш­ность (цар­ст­вен­ная осан­ка, во­ле­вой взгляд, ост­рая гра­фич­ность жес­та) по­зво­ли­ли Гоголевой соз­дать мно­же­ст­во об­ра­зов клас­сических и современных ге­ро­инь: Дез­де­мо­на («Отел­ло» Шек­спи­ра), Па­но­ва («Лю­бовь Яро­вая» К. А. Тре­нё­ва), Ак­сю­ша, Ла­ри­са, По­ли­на, Кру­чи­ни­на («Лес», «Бес­при­дан­ни­ца», «До­ход­ное ме­сто», «Без ви­ны ви­но­ва­тые» А. Н. Ост­ров­ско­го) и др. Зна­чительное ме­сто в ре­пер­туа­ре Гоголевой за­ни­ма­ли ха­рак­тер­ные и ко­ме­дий­ные ро­ли: Ли­дия, Мур­за­вец­кая («Бе­ше­ные день­ги», «Вол­ки и ов­цы» Ост­ров­ско­го), гер­цо­ги­ня Маль­бо­ро («Ста­кан во­ды» Э. Скри­ба), Се­ли­на Му­ре («Ма­му­ре» Ж. Сар­ма­на). Главными со­бы­тия­ми творческой био­гра­фии Гоголевой бы­ли ро­ман­тические и тра­гические ро­ли: прин­цес­са Эбо­ли («Дон Кар­лос» Ф. Шил­ле­ра), Ма­ри­на Мни­шек («Бо­рис Го­ду­нов» А. С. Пуш­ки­на), На­де­ж­да Мо­на­хо­ва («Вар­ва­ры» Горь­ко­го), ле­ди Мак­бет («Мак­бет» Шек­спи­ра), фру Аль­винг («При­ви­де­ния» Г. Иб­се­на). С чув­ст­вом сти­ля и безу­преч­но­го вку­са Елена Николаевна Гоголева сыг­ра­ла свою по­след­нюю роль – княж­ну Пла­ву­ти­ну-Пла­вун­цо­ву («Хо­ло­пы» П. П. Гне­ди­ча).

Ещё больше вы увидиите в музее

Интересные экспонаты

Все
Экспонаты
  • Горький М. Полное собрание сочинений. Письма в двадцати четырех томах.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Горький М. Полное собрание сочинений. Письма в двадцати четырех томах.
    Матевосян Е.Р.Казань, 2009 г.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Матевосян Е.Р.Казань, 2009 г.
    Пятницкий К.П., Горький А.М., Тихомиров А.А., Пешкова Е.П. на Волге по пути на Кавказ. Июнь, 1903 г.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Пятницкий К.П., Горький А.М., Тихомиров А.А., Пешкова Е.П. на Волге по пути на Кавказ. Июнь, 1903 г.
    Скирмунт С.А. Москва. 1920-е гг.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Скирмунт С.А. Москва. 1920-е гг.
  • Горький М. Полное собрание сочинений. Письма в двадцати четырех томах.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Горький М. Полное собрание сочинений. Письма в двадцати четырех томах.
    Матевосян Е.Р.Казань, 2009 г.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Матевосян Е.Р.Казань, 2009 г.
    Пятницкий К.П., Горький А.М., Тихомиров А.А., Пешкова Е.П. на Волге по пути на Кавказ. Июнь, 1903 г.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Пятницкий К.П., Горький А.М., Тихомиров А.А., Пешкова Е.П. на Волге по пути на Кавказ. Июнь, 1903 г.
    Скирмунт С.А. Москва. 1920-е гг.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Скирмунт С.А. Москва. 1920-е гг.