Еще одна фотооткрытка из фондов Музея А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина доносит до нас облик любимого актера А.П. Чехова, высоко чтимого К.С. Станиславским, Александра Родионовича Артема.
Александр Родионович Артем (настоящая фамилия Артемьев; 1842 — 1914) — актер. Рос в деревне сиротою, мать работала в услужении в Петербурге; где получил образование, позволившее ему стать учителем чистописания в гимназии, — точно неизвестно (по рассказам, начал истопником в Академии художеств, потом стал посещать классы). Подрабатывал как художник-поденщик, писал картинки на рынок. В учительской гимназии, где он преподавал, висел портрет государя его работы. По рассказам, после того, как учитель Артемьев сыграл Счастливцева в любительском спектакле, его зазывали в труппу Малого театра; на любительском же спектакле с ним впервые встретился Станиславский — в спектакле Музыкально-драматического кружка «Майорша» 15 ноября 1887 г. (Артем играл майора Терехова, Станиславский — Карягина); тот же кружок 6 декабря сыграл «Лес» (Станиславский — Несчастливцев, Артем — Счастливцев). Артем вошел затем в Общество искусства и литературы (среди его лучших работ здесь — старый повар в «Плодах просвещения», 1891). В труппе МХТ с основания театра до конца жизни (в премьерах первого сезона — Богдан Курюков в «Царе Федоре Иоанновиче», Девочкин в «Самоуправцах», Шамраев в «Чайке»; среди дальнейших ролей — Телегин в «Дяде Ване» (1899), Чебутыкин в «Трех сестрах» (1901), Фирс в «Вишневом саде» (1904), птицелов Перчихин в «Мещанах» (1902), Аким во «Власти тьмы» (1902), Кузовкин в «Нахлебнике» (1912) и др.). Станиславский назвал его олицетворением скромности — Артем «не только никогда сам не выдвигал себя, но, наоборот, умышленно старался уходить на второй план». То, как свято он относился к своим обязанностям, поражало даже в тогдашнем образцово подтянутом театре.