Фотооткрытка. К.С.Станиславский. Москва. 1900-е

Фотооткрытка. К.С.Станиславский. Москва. 1900-е
Экспонаты

Фонды нашего музея хранят множество фототипий, на которых запечатлены современники великого писателя Максима Горького. И, разумеется, есть среди них и один из основателей Московского Художественного театра и друг Горького – Константин Сергеевич Станиславский.

Он был первым исполнителем роли Сатина в постановке пьесы «На дне» в МХТ.

Вот что пишет об этой работе М.Н.Строева в своей книге «Режиссерские искания Станиславского»: «Горький как бы вобрал в свою пьесу и довел до крайних — социальных и классовых — границ генеральное противоречие времени — противоречие между Человеком и бесчеловечными условиями его существования. В этом смысле он пошел дальше Чехова и Толстого, сделав разрыв поистине кричащим: из грязной ночлежки, из горла вечно пьяных, раздавленных жизнью людей раздается клич: «Человек — это звучит гордо!».  Никто до Горького не сталкивал так близко противоположности — низкое и высокое. Никто не обнажал столь дерзко разрыв материального и духовного, диалектику натурального и символического. И, увидев это противоречие, никто не заявлял до него столь гневно и решительно о необходимости изменить мир, освободить Человека….».

Работе этой сопутствовали беседы с Горьким и знаменитая экскурсия в ночлежку, где пробудилась фантазия режиссера («Я чувствовал себя Данте, проходящим через все отделы чистилища»), заставив его проникнуть во внутренний смысл пьесы… «Свобода — во что бы то ни стало!» — вот ее духовная сущность. Та свобода, ради которой люди опускаются на дно жизни, не ведая того, что там они становятся рабами.

Порыв к свободе, стремление человека (с маленькой буквы) ощутить себя Человеком (с большой буквы) и стали сквозной идеей режиссерского плана. Пусть сегодня они неосуществимы, все равно люди живут только этой надеждой. Даже там, на дне жизни, где они превращены в ничто. Именно там, в этом убогом убежище с обшарпанными стенами и голыми нарами, где спят вповалку ночлежники, положив под голову все свое имущество из драных башмаков и вытертой шапки, человек способен мечтать и потому — жить. Драматизм сценического действия режиссер ощутил в столкновении двух планов: «дна» жизни и романтики духа. Противоречие это он доводит до трагифарса.

 

Белов А.В.

Ещё больше вы увидиите в музее

Интересные экспонаты

Все
Экспонаты
  • Фото. Дворянская улица в Самаре. Конец ХIХ века
    Image icon
    Январь 19, 2022 Экспонаты
    Фото. Дворянская улица в Самаре. Конец ХIХ века
    Ахтямова Р.3. Свияжск – остров любви: Сентиментальная повесть. Алматы: Агентство «Цитрус», 2019. 312с.
    Image icon
    Ноябрь 29, 2021 Экспонаты
    Ахтямова Р.3. Свияжск – остров любви: Сентиментальная повесть. Алматы: Агентство «Цитрус», 2019. 312с.
    Коган П.С. История русской литературы с древнейших времен до наших дней. Молодая гвардия, М.-Л., 1928. 272 с.
    Image icon
    Ноябрь 29, 2021 Экспонаты
    Коган П.С. История русской литературы с древнейших времен до наших дней. Молодая гвардия, М.-Л., 1928. 272 с.
    М.Горький. Городок. Заметки из дневника. Воспоминания. М., Л., 1926. 61 с.
    Image icon
    Ноябрь 22, 2021 Экспонаты
    М.Горький. Городок. Заметки из дневника. Воспоминания. М., Л., 1926. 61 с.
  • Фото. Дворянская улица в Самаре. Конец ХIХ века
    Image icon
    Январь 19, 2022 Экспонаты
    Фото. Дворянская улица в Самаре. Конец ХIХ века
    Ахтямова Р.3. Свияжск – остров любви: Сентиментальная повесть. Алматы: Агентство «Цитрус», 2019. 312с.
    Image icon
    Ноябрь 29, 2021 Экспонаты
    Ахтямова Р.3. Свияжск – остров любви: Сентиментальная повесть. Алматы: Агентство «Цитрус», 2019. 312с.
    Коган П.С. История русской литературы с древнейших времен до наших дней. Молодая гвардия, М.-Л., 1928. 272 с.
    Image icon
    Ноябрь 29, 2021 Экспонаты
    Коган П.С. История русской литературы с древнейших времен до наших дней. Молодая гвардия, М.-Л., 1928. 272 с.
    М.Горький. Городок. Заметки из дневника. Воспоминания. М., Л., 1926. 61 с.
    Image icon
    Ноябрь 22, 2021 Экспонаты
    М.Горький. Городок. Заметки из дневника. Воспоминания. М., Л., 1926. 61 с.