Фотооткрытка. К.С.Станиславский. Москва. 1900-е

Фотооткрытка. К.С.Станиславский. Москва. 1900-е
Экспонаты

Фонды нашего музея хранят множество фототипий, на которых запечатлены современники великого писателя Максима Горького. И, разумеется, есть среди них и один из основателей Московского Художественного театра и друг Горького – Константин Сергеевич Станиславский.

Он был первым исполнителем роли Сатина в постановке пьесы «На дне» в МХТ.

Вот что пишет об этой работе М.Н.Строева в своей книге «Режиссерские искания Станиславского»: «Горький как бы вобрал в свою пьесу и довел до крайних — социальных и классовых — границ генеральное противоречие времени — противоречие между Человеком и бесчеловечными условиями его существования. В этом смысле он пошел дальше Чехова и Толстого, сделав разрыв поистине кричащим: из грязной ночлежки, из горла вечно пьяных, раздавленных жизнью людей раздается клич: «Человек — это звучит гордо!».  Никто до Горького не сталкивал так близко противоположности — низкое и высокое. Никто не обнажал столь дерзко разрыв материального и духовного, диалектику натурального и символического. И, увидев это противоречие, никто не заявлял до него столь гневно и решительно о необходимости изменить мир, освободить Человека….».

Работе этой сопутствовали беседы с Горьким и знаменитая экскурсия в ночлежку, где пробудилась фантазия режиссера («Я чувствовал себя Данте, проходящим через все отделы чистилища»), заставив его проникнуть во внутренний смысл пьесы… «Свобода — во что бы то ни стало!» — вот ее духовная сущность. Та свобода, ради которой люди опускаются на дно жизни, не ведая того, что там они становятся рабами.

Порыв к свободе, стремление человека (с маленькой буквы) ощутить себя Человеком (с большой буквы) и стали сквозной идеей режиссерского плана. Пусть сегодня они неосуществимы, все равно люди живут только этой надеждой. Даже там, на дне жизни, где они превращены в ничто. Именно там, в этом убогом убежище с обшарпанными стенами и голыми нарами, где спят вповалку ночлежники, положив под голову все свое имущество из драных башмаков и вытертой шапки, человек способен мечтать и потому — жить. Драматизм сценического действия режиссер ощутил в столкновении двух планов: «дна» жизни и романтики духа. Противоречие это он доводит до трагифарса.

 

Белов А.В.

Ещё больше вы увидиите в музее

Интересные экспонаты

Все
Экспонаты
  • Горький М. Полное собрание сочинений. Письма в двадцати четырех томах.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Горький М. Полное собрание сочинений. Письма в двадцати четырех томах.
    Матевосян Е.Р.Казань, 2009 г.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Матевосян Е.Р.Казань, 2009 г.
    Пятницкий К.П., Горький А.М., Тихомиров А.А., Пешкова Е.П. на Волге по пути на Кавказ. Июнь, 1903 г.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Пятницкий К.П., Горький А.М., Тихомиров А.А., Пешкова Е.П. на Волге по пути на Кавказ. Июнь, 1903 г.
    Скирмунт С.А. Москва. 1920-е гг.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Скирмунт С.А. Москва. 1920-е гг.
  • Горький М. Полное собрание сочинений. Письма в двадцати четырех томах.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Горький М. Полное собрание сочинений. Письма в двадцати четырех томах.
    Матевосян Е.Р.Казань, 2009 г.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Матевосян Е.Р.Казань, 2009 г.
    Пятницкий К.П., Горький А.М., Тихомиров А.А., Пешкова Е.П. на Волге по пути на Кавказ. Июнь, 1903 г.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Пятницкий К.П., Горький А.М., Тихомиров А.А., Пешкова Е.П. на Волге по пути на Кавказ. Июнь, 1903 г.
    Скирмунт С.А. Москва. 1920-е гг.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Скирмунт С.А. Москва. 1920-е гг.