В фондах Музея А.М.Горького и Ф.И.Шаляпина хранится большое количество фотооткрыток запечатлевших актеров Московского Художественного театра. Большую роль в истории его становления и развития сыграл Алексей Максимович Горький.
На открытке, размером 13,5 X 8,5 см., выпущенной в 1911 году издательством Карла Андреевича Фишера заснята актриса Вера Барановская в роли Ирины в спектакле МХТ по пьесе А.П.Чехова «Три сестры».
Ученица К.С.Станиславского, Вера Всеволодовна Барановская служила в МХТ с 1903 по 1915 года, но творчески удовлетворенной она себя не ощущала. По словам историка театра Инны Соловьевой: «Небольшая, тоненькая, стремительная, со жгучими глазами и резким темпераментом, она нетерпеливо мечтала о широком трагическом репертуаре; ради него она решила покинуть МХТ». С 1915 начинается период ее работы в театрах Харькова, Киева, Одессы, Тбилиси и Казани. К этому же периоду относиться и ее дебют в кино – в фильме «Власть первого» (1916 год), режиссера М.Бонч-Томашевского.
Однако в истории кинематографа она осталась, прежде всего, как исполнительница главной роли в фильме Всеволода Пудовкина «Мать», по одноименному роману Алексея Максимовича Горького. Встреча с Пудовкиным была взаимноинтересной и для режиссера и для актрисы. В Барановской оказались ценными не только ее большой драматический темперамент, высокая актерская техника, но главным образом то, что Вера Всеволодовна была типичной актрисой школы Художественного театра – по воспитанию, методам работы и творческой активности. И это во многом совпало со стремлениями и взглядами Пудовкина на работу и место в фильме актера. Впоследствии Всеволод Илларионович напишет: «И до сих пор я убежден, что выбор актрисы в значительной мере определил успех картины…».
В 1928 году В.В.Барановская в целях культурной пропаганды выехала в Берлин, где фильм «Мать» шел в 25 кинотеатрах. Ее прибытие оказалось триумфальным – с самолета разбрасывались листовки с портретом актрисы и надписью: «Russische Mutter in Berlin!». На встрече с ней в театре «Фольксбюне» ее приветствовала пением «Интернационала» многотысячная толпа рабочих. Специально для них Барановская подготовила по-немецки сцену «Демонстрации» из романа Горького «Мать». Революционное воздействие фильма было столь велико, что во время выступлений перед киносеансами ее засыпали цветами и носили на руках.