«Гамлет» Шекспира. МХТ. Гамлет – В.И.Качалов, Гертруда – О.Л.Книппер.

«Гамлет» Шекспира. МХТ. Гамлет – В.И.Качалов, Гертруда – О.Л.Книппер.
Экспонаты

Василий Иванович Качалов – один из легендарных актеров Московского Художественного театра, чья творческая судьба связана и с казанской сценой,  отмечает в этом году свой 145-летний юбилей. В фондах Музея А.М.Горького и Ф.И.Шаляпина фотографии Качалова занимают особое место. И это неудивительно, ведь ему не раз приходилось воплощать на сцене образы горьковских персонажей.

На фотооткрытке 1912 года, выпущенной в Москве издательством А.А.Горожанкина, мы видим фрагмент спектакля «Гамлет» — сцену принца с матерью. Роль Гамлета исполняет Василий Иванович Качалов, а роль его матери королевы Гертруды — Ольга Леонардовна Книппер-Чехова. Формат открытки 14 X 8,5 см.

Симок сделан фотографом Карлом Андреевичем Фишером. Карл Фишер и его работники создали портретную галерею многих деятелей русской культуры рубежа XIX—XX веков. Среди них  писатели, художники, композиторы и многие другие. Для театралов печатались открытки с портретами артистов императорских театров и сценами из спектаклей.

Спектакль «Гамлет» в МХТ стал результатом работы двух выдающихся реформаторов европейского театра – Гордона Крэга и Константина Станиславского. «Шекспир, его земля — есть земля воображаемая… земля мечты» — говорил Гордон Крэг, раскрывая свой замысел «Гамлета» Станиславскому. В этом воображаемом мире существует один лишь дух — Гамлет. Сам «Гамлет есть дух, а все, что окружает его, есть материя». «Весь смысл пьесы — это борьба духа с материей, невозможность их слияния, — одиночество духа среди материи». Поэтому спектакль должен стать «монодрамой», и публика будет смотреть на сцену «глазами Гамлета», видеть короля, королеву, двор «не такими, какие они на самом деле, а только такими, какими они представляются Гамлету».

Станиславский же, беседуя с актерами в марте 1909 года, развивал постановочные идеи, которые они с Крэгом успели предварительно обговорить. «Эльсинор, — говорил Станиславский, — холодная каменная тюрьма… Пушки в Эльсиноре всегда настороже. Царит грубый милитаризм. Замок — казарма». Все это пока — вполне в духе и тоне Художественного театра. Но как только Станиславский переходили Тени, «ворвавшейся с той стороны гроба», весь облик предполагаемого спектакля менялся. «…Вдруг ворвался мистицизм, — продолжал он, — все задрожало, сразу началась трагедия. Хотелось бы, чтобы, когда вторгнется Тень, мистицизм так овладел бы сценой, чтобы и самый замок заколебался, все изменилось бы».

Именно это вторжение мистики запечатлено на снимкк– в сцену объяснения матери с сыном врывается Тень отца Гамлета. Королева-Книппер не видит призрака и пытается успокоить сына, в то время как в глазах Гамлета-Качалова читается ужас, граничащий с безумием.

Ещё больше вы увидиите в музее

Интересные экспонаты

Все
Экспонаты
  • Ахтямова Р.3. Свияжск – остров любви: Сентиментальная повесть. Алматы: Агентство «Цитрус», 2019. 312с.
    Image icon
    Ноябрь 29, 2021 Экспонаты
    Ахтямова Р.3. Свияжск – остров любви: Сентиментальная повесть. Алматы: Агентство «Цитрус», 2019. 312с.
    Коган П.С. История русской литературы с древнейших времен до наших дней. Молодая гвардия, М.-Л., 1928. 272 с.
    Image icon
    Ноябрь 29, 2021 Экспонаты
    Коган П.С. История русской литературы с древнейших времен до наших дней. Молодая гвардия, М.-Л., 1928. 272 с.
    М.Горький. Городок. Заметки из дневника. Воспоминания. М., Л., 1926. 61 с.
    Image icon
    Ноябрь 22, 2021 Экспонаты
    М.Горький. Городок. Заметки из дневника. Воспоминания. М., Л., 1926. 61 с.
    Адгамова С.С. Рассказы, воспоминания. (На татарском языке).
    Image icon
    Ноябрь 18, 2021 Экспонаты
    Адгамова С.С. Рассказы, воспоминания. (На татарском языке).
  • Ахтямова Р.3. Свияжск – остров любви: Сентиментальная повесть. Алматы: Агентство «Цитрус», 2019. 312с.
    Image icon
    Ноябрь 29, 2021 Экспонаты
    Ахтямова Р.3. Свияжск – остров любви: Сентиментальная повесть. Алматы: Агентство «Цитрус», 2019. 312с.
    Коган П.С. История русской литературы с древнейших времен до наших дней. Молодая гвардия, М.-Л., 1928. 272 с.
    Image icon
    Ноябрь 29, 2021 Экспонаты
    Коган П.С. История русской литературы с древнейших времен до наших дней. Молодая гвардия, М.-Л., 1928. 272 с.
    М.Горький. Городок. Заметки из дневника. Воспоминания. М., Л., 1926. 61 с.
    Image icon
    Ноябрь 22, 2021 Экспонаты
    М.Горький. Городок. Заметки из дневника. Воспоминания. М., Л., 1926. 61 с.
    Адгамова С.С. Рассказы, воспоминания. (На татарском языке).
    Image icon
    Ноябрь 18, 2021 Экспонаты
    Адгамова С.С. Рассказы, воспоминания. (На татарском языке).