В фондовой коллекции Музея А.М.Горького и Ф.И.Шаляпина хранится книга «Русский роман и русское общество беллетриста, публициста и общественного деятеля Константина Федоровича Головина (1843-1913). Головин — один из теоретиков черносотенного движения в России, которое выступало под лозунгами самодержавия и православия.
Его труд «Русский роман и русское общество» высоко оценивался современниками и выдержал три дореволюционных издания. Вам представлено второе издание, вышедшее в свет в 1904 г.
В этой работе публицист обращался к социально-экономической проблематике. Характеризуя русскую литературу XIX века, он отмечал, что «крестьяне, этот главный предмет симпатий наших людей 40-х гг., могли дать материал для реформаторских планов и для трогательных симпатий, но даже в отдалённом будущем не могли стать активными участниками общественной жизни. О них говорилось и писалось тогда много, но сами они, … заявить о себе не могли. Чтобы из народной массы успел выделиться класс, могущий завоевать себе в обществе место и вступить в защиту собственных интересов, образование должно спуститься целым слоем ниже».
Головин также отмечал, что людей 40-х гг. нельзя называть «лишними», так как «из их среды (…) вышли деятели, вынесшие на своих плечах главные реформы Александра II».
Характеризуя «славянофильское» направление в литературе и общественно-политической мысли, он отмечал, что главной задачей «партии славянофилов» является «пробуждение чувства племенной солидарности (…), стремление сохранить и поддержать родной язык и культуру, добиться политической независимости» для славянских племен.
Согласно Головину славянофильское течение общественной мысли разделилось на два направления, собственно славянофилов и «почвенников». Причем «почвенникам» свойственен ретроградный традиционализм, для которого характерно некритичное восприятие действительности и стремление к сохранению существующих порядков со всеми неприглядными сторонами русской жизни. В тоже время, отмечал Головин, «славянофильская школа становится национальной, усваивая принцип «Россия – для русских»».
В труде Головина также были высказаны ценные наблюдения о влиянии западноевропейской литературы и философии на русскую.