Головин К.Ф. (Орловский). «Русский роман и русское общество». СПБ: Издание А. Ф. Маркса, 1904 г.

Головин К.Ф. (Орловский). «Русский роман и русское общество». СПБ: Издание А. Ф. Маркса, 1904 г.
Экспонаты

В фондовой коллекции Музея А.М.Горького и Ф.И.Шаляпина хранится книга «Русский роман и русское общество беллетриста, публициста и общественного деятеля Константина Федоровича Головина (1843-1913). Головин — один из теоретиков черносотенного движения в России, которое выступало под лозунгами самодержавия и православия.

Его труд «Русский роман и русское общество» высоко оценивался современниками и выдержал три дореволюционных издания. Вам представлено второе издание, вышедшее в свет в 1904 г.

В этой работе публицист обращался к социально-экономической проблематике. Характеризуя русскую литературу XIX века, он отмечал, что «крестьяне, этот главный предмет симпатий наших людей 40-х гг., могли дать материал для реформаторских планов и для трогательных симпатий, но даже в отдалённом будущем не могли стать активными участниками общественной жизни. О них говорилось и писалось тогда много, но сами они, … заявить о себе не могли. Чтобы из народной массы успел выделиться класс, могущий завоевать себе в обществе место и вступить в защиту собственных интересов, образование должно спуститься целым слоем ниже».

Головин также отмечал, что людей 40-х гг. нельзя называть «лишними», так как «из их среды (…) вышли деятели, вынесшие на своих плечах главные реформы Александра II».
Характеризуя «славянофильское» направление в литературе и общественно-политической мысли, он отмечал, что главной задачей «партии славянофилов» является «пробуждение чувства племенной солидарности (…), стремление сохранить и поддержать родной язык и культуру, добиться политической независимости» для славянских племен.

Согласно Головину славянофильское течение общественной мысли разделилось на два направления, собственно славянофилов и «почвенников». Причем «почвенникам» свойственен ретроградный традиционализм, для которого характерно некритичное восприятие действительности и стремление к сохранению существующих порядков со всеми неприглядными сторонами русской жизни. В тоже время, отмечал Головин, «славянофильская школа становится национальной, усваивая принцип «Россия – для русских»».

В труде Головина также были высказаны ценные наблюдения о влиянии западноевропейской литературы и философии на русскую.

Ещё больше вы увидиите в музее

Интересные экспонаты

Все
Экспонаты
  • Юнович М.М. Горький в борьбе за равенство и дружбу народов. М.: Сов. писатель, 1954. 136 с. 1 л. портр.
    Image icon
    Август 12, 2020 Экспонаты
    Юнович М.М. Горький в борьбе за равенство и дружбу народов. М.: Сов. писатель, 1954. 136 с. 1 л. портр.
    «Монография Н.И.Горбунова  «Мартти Талвела. Душа артиста»
    Image icon
    Август 12, 2020 Экспонаты
    «Монография Н.И.Горбунова «Мартти Талвела. Душа артиста»
    Н.И.Горбунов «По скандинавскому следу Ф.И.Шаляпина»
    Image icon
    Август 12, 2020 Экспонаты
    Н.И.Горбунов «По скандинавскому следу Ф.И.Шаляпина»
    Файзи А. «Тукай». Первая книга. Исправленное второе издание. «Таткнигоиздат». Казань: 1956.
    Image icon
    Август 10, 2020 Экспонаты
    Файзи А. «Тукай». Первая книга. Исправленное второе издание. «Таткнигоиздат». Казань: 1956.
  • Юнович М.М. Горький в борьбе за равенство и дружбу народов. М.: Сов. писатель, 1954. 136 с. 1 л. портр.
    Image icon
    Август 12, 2020 Экспонаты
    Юнович М.М. Горький в борьбе за равенство и дружбу народов. М.: Сов. писатель, 1954. 136 с. 1 л. портр.
    «Монография Н.И.Горбунова  «Мартти Талвела. Душа артиста»
    Image icon
    Август 12, 2020 Экспонаты
    «Монография Н.И.Горбунова «Мартти Талвела. Душа артиста»
    Н.И.Горбунов «По скандинавскому следу Ф.И.Шаляпина»
    Image icon
    Август 12, 2020 Экспонаты
    Н.И.Горбунов «По скандинавскому следу Ф.И.Шаляпина»
    Файзи А. «Тукай». Первая книга. Исправленное второе издание. «Таткнигоиздат». Казань: 1956.
    Image icon
    Август 10, 2020 Экспонаты
    Файзи А. «Тукай». Первая книга. Исправленное второе издание. «Таткнигоиздат». Казань: 1956.