В книжном фонде музея хранится редкая книга «Сборник избранных произведений» А.М.Горького, вышедшая в свет в Государственном издательстве художественной литературы в Москве и Ленинграде в 1928 году. Книга — формата 22 х 14 см. Переплет книги обтянут бурвилем серого цвета. На титульном листе – «Федору Шаляпину посвящаю», выходные данные произведения и анонс повести писателя «Исповедь». Книга была закуплена в букинистическом магазине №15 г. Казани в 1967 году.
Впервые «Исповедь» с подзаголовком «Повесть» была напечатана в «Сборнике товарищества «Знание» за 1908 год, книга двадцать третья, в Санкт-Петербурге. Одновременно повесть вышла отдельным произведением в издании И.П.Ладыжникова в Берлине также в 1908 году. В 1930 году А.М.Горький вспоминал: «Исповедь» написана по рассказу одного нижегородского сектанта и по статье о нём Кудринского, «Богдана-Степанца», преподавателя нижегородской семинарии». Писатель указывал в очерке «На краю земли», что в «Исповеди» отразилось кое-что из рукописи некоего Левонтия Поморца. Эту рукопись привёз С.Г.Сомов (в конце 80-х годов) из сибирской ссылки и познакомил с нею молодого Алексея Пешкова (Горького).
Работу над «Исповедью» А.М.Горький начал в 1907 году. В январе следующего года он сообщил К.П.Пятницкому, что усиленно работает над повестью, а в феврале — уведомлял И.П.Ладыжникова: «А сейчас — кончаю повесть, кажется, интересную. Она будет названа «Житие» или как-то в этом духе. Герой — странник по святым местам». Писатель, направляя К.П.Пятницкому более половины повести, 6 марта 1908 года упомянул, что конец книги будет готов дней через пять и просил напечатать всё произведение в одном сборнике.
В повести «Исповедь» А.М.Горький показывает на какие чудеса способен «коллектив»-«бог-народушко». Незримая энергия, исходящая из толпы богомольцев, излечивает обезноженную девушку. Странствуя по Руси, писатель мог наблюдать подобные случаи в действительности, например, в Рыжовском монастыре, где он встретился с Иоанном Кронштадтским. Но если толпа способна на такие чудеса, то какие волшебства может творить организованное и сознающее свою мощь человечество? Это и есть примерный абрис «новой веры» Горького, его «богостроительство» (идеями этого философско-религиозного направления писатель увлекся в начале века), выраженный и в строках пьесы «На дне»:
«Господа! Если к правде святой
Мир дороги найти не сумеет,
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!»