Берлин: J. Ladyschnikow, 1911.
В шаляпинской экспозиции Музея А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина есть немало предметов, отражающих эпизод более чем 30-тилетней дружбы двух великих людей. Например, книга М. Горького «Матвей Кожемякин», подаренная им своему другу Ф.И. Шаляпину. Книга маркирована инициалами «Ф.Ш.» и печатью библиотеки Федора Ивановича Шаляпина.
Это повесть о жизни дореволюционной России. В центре событий – уездный мещанский городок и пришлые люди, вносящие новые мысли о новой разумной жизни.
Очень точно выразился об этом произведении Г.В. Плеханов: «Пушкин, прочитавши принесенную ему Гоголем рукопись «Мертвых душ» в первом наброске, воскликнул: «Боже, как, однако, грустна Россия!». То же должен будет сказать про себя каждый серьезный читатель, вдумавшись в «Кожемякина» — «Грустна Россия!». И это впечатление грусти, глубокой, захватывающей грусти, долго не исчезает по прочтении книги. По крайней мере, оно долго не оставляло меня. И теперь, когда я вспоминаю «Кожемякина» я повторяю: «Грустна Россия!». Но это впечатление грусти, разумеется, не вина автора, а его большая заслуга, ведь как нельзя более грустен тот предмет, за изображение которого он взялся. В его книге мы имеем дело всё с той же мрачной средой, всё с тем же «темным царством», которое изображал еще Островский. Добролюбов думал, что уже конец пришел этому темному царству, а оно просуществовало 50 лет после его смерти, да и теперь продолжает существовать, вися, как тяжелая гиря, на ногах русского народа. Но история не оставляет в покое этого царства, она подсылает в него микробы мысли, которые вызывают в нем брожение и разложение. В «Кожемякине» именно и изображен процесс такого брожения, и изображён мастерскою рукою. Кто хочет ознакомиться с этим процессом, тот должен будет прочитать «Кожемякина».