«Граммофонные пластинки Ф.И.Шаляпина»

«Граммофонные пластинки Ф.И.Шаляпина» «Граммофонные пластинки Ф.И.Шаляпина» «Граммофонные пластинки Ф.И.Шаляпина»
Экспонаты

Знаете ли Вы, что Ф.И.Шаляпин – первый артист в России, чей голос зазвучал из граммофона? Баллада «Как король шел на войну», ария из оперы «Фауст», два романса П.И.Чайковского и еще четыре номера записали специалисты компании «Граммофон» в январе-феврале 1902 года в импровизированной студии – в номере отеля «Континенталь» в два сеанса. Записи были сделаны для граммофонной компании «Grammophone and Tipewriter» инженерами фирмы Ф.Гайсбергом и У.Дерби. За каждый пропетый романс Ф.И.Шаляпину платили по две тысячи рублей. Позже, 2 мая 1902 года в журнале «Граммофон и фонограф» был приведен точный список записанных произведений.

Пластинки с голосом Ф.И.Шаляпина до революции пользовались таким успехом, что появлялись их подделки. Звукозаписывающая компания решила предупредить это и была вынуждена прибегнуть к защите авторских прав исполнителя. На задней стороне пластинки печатали наклейки «Право издания, производства и продажа граммофонных пластинок с музыкальными произведениями, мною, Шаляпиным, исполненными, передано мною в исключительную собственность общества «Граммофон» с огр.отв. и всякая перепечатка и перегравирование настоящих граммофонных пластинок без моего, Шаляпина, и Общества «Граммофон» с огр.отв. строго воспрещается, и виновные в том лица или учреждения будут привлекаться к ответственности по закону. Общество «Граммофон» с огр.отв. и Ф.И.Шаляпин».

В 1912 году фирма «Граммофон» предлагала в серии «Пишущий амур» пластинки тридцати двух наименований – программу целого шаляпинского концерта. Все пластинки этой серии представлены в музейной коллекции. На всех пластинках имеется фирменный знак – на нежно – розовой бумажной пломбе купидон, пишущий пером. Изначально артист отнесся к новым звукозаписывающим технологиям настороженно, но позже записывался много и охотно, но поставил условие, которое фирма должна была выполнять. Ф.И.Шаляпин разрешал на протяжении ста лет тиражировать только те материалы, которые он одобрял лично. Всего было предложено на грампластинках 185 произведений в исполнении артиста. Но время прошло, и слушатели могут сегодня наслаждаться всеми 450 записями, сделанными Ф.И.Шаляпиным в разное время и в разных странах мира.

«Люблю граммофонные записи… меня волнует и творчески будоражит мысль, что микрофон символизирует не какую-то конкретную публику, а миллионы слушателей». Среди любимых пластинок самого Ф.И.Шаляпина были его «Эллегия» и русские народные песни, к которым он тяготел душой своей.

В шаляпинском фонде музея А.М.Горького и Ф.И.Шаляпина хранится коллекция граммофонных пластинок с записью голоса Ф.И.Шаляпина. Основу коллекции граммофонных пластинок шаляпинского фонда составляют пластинки, в т.ч. переданные в дар музею Ириной Федоровной Шаляпина в 1950-е годы.

Вавиличева И.М.

 

Ещё больше вы увидиите в музее

Интересные экспонаты

Все
Экспонаты
  • «Вопросы литературы». Журнал критики и литературоведения. 1993 год. Выпуск I.
    Image icon
    Апрель 14, 2021 Экспонаты
    «Вопросы литературы». Журнал критики и литературоведения. 1993 год. Выпуск I.
    «Вопросы литературы». Ежемесячный журнал критики и литературоведения. Май 1991 года.
    Image icon
    Апрель 14, 2021 Экспонаты
    «Вопросы литературы». Ежемесячный журнал критики и литературоведения. Май 1991 года.
    Гайнуллин М.Х., Вазиева Дж.Г. Татар эдэбияты. ХХ йоз. 1 кисэк. Югары уку йортлары очен. (Татарская литература ХХ века. Часть 1 (для высших учебных заведений)).
    Image icon
    Апрель 14, 2021 Экспонаты
    Гайнуллин М.Х., Вазиева Дж.Г. Татар эдэбияты. ХХ йоз. 1 кисэк. Югары уку йортлары очен. (Татарская литература ХХ века. Часть 1 (для высших учебных заведений)).
    Валиева Резеда. Канатлы жайдак. Поэма хэм шигырьлэр (Валеева Р.Т. Крылатый всадник. Поэма и стихи). – Казань: Татар. кн. изд-во, 1966. —  54 стр.(?) – На татар. яз.
    Image icon
    Апрель 14, 2021 Экспонаты
    Валиева Резеда. Канатлы жайдак. Поэма хэм шигырьлэр (Валеева Р.Т. Крылатый всадник. Поэма и стихи). – Казань: Татар. кн. изд-во, 1966. — 54 стр.(?) – На татар. яз.
  • «Вопросы литературы». Журнал критики и литературоведения. 1993 год. Выпуск I.
    Image icon
    Апрель 14, 2021 Экспонаты
    «Вопросы литературы». Журнал критики и литературоведения. 1993 год. Выпуск I.
    «Вопросы литературы». Ежемесячный журнал критики и литературоведения. Май 1991 года.
    Image icon
    Апрель 14, 2021 Экспонаты
    «Вопросы литературы». Ежемесячный журнал критики и литературоведения. Май 1991 года.
    Гайнуллин М.Х., Вазиева Дж.Г. Татар эдэбияты. ХХ йоз. 1 кисэк. Югары уку йортлары очен. (Татарская литература ХХ века. Часть 1 (для высших учебных заведений)).
    Image icon
    Апрель 14, 2021 Экспонаты
    Гайнуллин М.Х., Вазиева Дж.Г. Татар эдэбияты. ХХ йоз. 1 кисэк. Югары уку йортлары очен. (Татарская литература ХХ века. Часть 1 (для высших учебных заведений)).
    Валиева Резеда. Канатлы жайдак. Поэма хэм шигырьлэр (Валеева Р.Т. Крылатый всадник. Поэма и стихи). – Казань: Татар. кн. изд-во, 1966. —  54 стр.(?) – На татар. яз.
    Image icon
    Апрель 14, 2021 Экспонаты
    Валиева Резеда. Канатлы жайдак. Поэма хэм шигырьлэр (Валеева Р.Т. Крылатый всадник. Поэма и стихи). – Казань: Татар. кн. изд-во, 1966. — 54 стр.(?) – На татар. яз.