«Из прошлого» В.И.Немировича-Данченко»

«Из прошлого» В.И.Немировича-Данченко» «Из прошлого» В.И.Немировича-Данченко»
Экспонаты

В 2006 году в Музей А.М.Горького и Ф.И.Шаляпина поступила большая коллекция книг по истории театра от исследователя жизни и творчества Ф.И.Шаляпина Юрия Федоровича Котлярова. Среди этого собрания петербургского коллекционера  выделяются работы Владимира Ивановича Немировича-Данченко, который сделал многое для развития Московского художественного театра. В настоящем издании раскрывается история становления режиссера, тонкого интерпретатора писателя и педагога, воспитавшего талантливых актеров. Книга «Из прошлого» — это не только автобиография, но и яркий рассказ, посвященный театру — главному делу жизни В.И.Немировича-Данченко. Книга вышла в издательстве «Академия» для широкого круга читателей, интересующихся историей театра и сценическим искусством в 1936 году.

Жизненный путь Владимира Ивановича Немировича-Данченко (1858-1943)  был насыщенным, богатым событиями, переживаниями, разносторонними творческими результатами. Он встречался с А.Н.Островским, И.С.Тургеневым, Л.Н.Толстым. Был на премьере «Бесприданницы» в Малом театре в 1878 году. Дружил с А.П.Чеховым, сотрудничал с А.М.Горьким, Л.Н.Андреевым, А.А.Блоком. Он был сыном «серебряного века» русской культуры. Конец XIX – начало XX века оказались временем необычайно благоприятным для развертывания талантов, особенно художественных. Сама эпоха помогала раскрыться, развернуться в полной силе многообразным дарованиям Немировича-Данченко. Еще в девяностые годы за пьесы ему дважды присуждали почетную Грибоедовскую премию, на склоне лет за театральные достижения получил Сталинскую премию.

Став известным драматургом, критиком, беллетристом, Немирович-Данченко не успокоился. С 1891 года он начинает преподавать на драматических курсах московской Филармонии и продолжает педагогическую деятельность всю жизнь. Сколько же талантов он открыл и выпестовал, скольким актерам помог «прославиться»! Все, что делал Немирович-Данченко, все, что предпринимал, — черпал силы из одного источника, из его страстной, всепоглощающей любви к театру. Театр — школа жизни, ее учитель и наставник. Из этой отнюдь не новой посылки рождались тревоги Немировича-Данченко: современный ему русский театр не вполне удовлетворял его нравственному и художественному максимализму. Он считал, что сцена отстала от литературы на десятки лет.

В молодом художнике зрел протест против того, что «знаменитое русское искусство, провозглашенное Гоголем и Щепкиным, все более обрастало штампами, условностями, сентиментализмом и становилось неподвижным» («Из прошлого»). Так родилась мечта о своем театральном деле, крепла решимость бороться за обновление сценического искусства. «Говорят, я принадлежу к мечтателям, — написал он однажды. — Вероятно. Однако к таким, которые довольно упрямо добиваются осуществления своей мечты».

Жажда познания мира через искусство с особой силой повлияла на сценические искания. Со временем театр стал казаться не только главным среди искусств, но и как бы центром жизни, учреждением, где человек должен, поднимаясь над суетной повседневностью, переживать наиболее яркие чувства, очищаться и возвышаться. крупнейшие представители начавшейся театральной реформации — Вслед за Немировичем-Данченко повторяли и развивали мысль о том, что театр должен быть воплощением духовной жизни человека, «кафедрой народного воспитания».

Стремление к очищению традиций, к восстановлению связей, порванных временем, захватило театр и преобразило его, заставив на более высоком, чем прежде, социально-философском и художественном уровне осмыслить и пересмотреть его внеэстетические функции, а также и сценическую поэтику. Театр на новом этапе должен был обрести качественно иное единство — стать режиссерским. Сама общественно-историческая ситуация, побуждая к поискам нового миропорядка, вызвала к жизни и помогла выявить огромные возможности, заложенные в рождавшемся новом типе сценического творчества — в искусстве режиссуры. Мечты Немировича-Данченко о новом театре привели к рождению 1898 году Московского Художественного театра. Об обстоятельствах его возникновения подробно рассказано на страницах публикуемых мемуаров Немировича-Данченко «Из прошлого». Вспоминал об этом событии и его ближайший сподвижник К. С. Станиславский в своей книге «Моя жизнь в искусстве».

Рождение Художественного театра — важнейший рубеж жизненного пути Немировича-Данченко. Здесь он получил возможность работать, воплощая художественные задачи — «отразить современность во всей ее глубине, осветить жизнь тем протестом, который он чувствовал в лучших людях той эпохи».  Преданность реализму, стремление эстетические задачи решать «от жизни», а не от искусства, роднили миссию МХТ с деятельностью передвижников в живописи, композиторов «могучей кучки» в музыке и т. п. Творчество МХТ вливалось в главное русло национальной русской культуры, которая на рубеже XIX – XX вв. двигалась к новому расцвету. Руководители МХТ всегда подчеркивали «национальную почвенность» своих исканий, указывали на прочную духовную связь их театра с наследием классиков, с художественным и нравственным опытом русской литературы и искусства.

Вавиличева И.М.

Ещё больше вы увидиите в музее

Интересные экспонаты

Все
Экспонаты
  • Горький М. Полное собрание сочинений. Письма в двадцати четырех томах.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Горький М. Полное собрание сочинений. Письма в двадцати четырех томах.
    Матевосян Е.Р.Казань, 2009 г.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Матевосян Е.Р.Казань, 2009 г.
    Пятницкий К.П., Горький А.М., Тихомиров А.А., Пешкова Е.П. на Волге по пути на Кавказ. Июнь, 1903 г.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Пятницкий К.П., Горький А.М., Тихомиров А.А., Пешкова Е.П. на Волге по пути на Кавказ. Июнь, 1903 г.
    Скирмунт С.А. Москва. 1920-е гг.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Скирмунт С.А. Москва. 1920-е гг.
  • Горький М. Полное собрание сочинений. Письма в двадцати четырех томах.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Горький М. Полное собрание сочинений. Письма в двадцати четырех томах.
    Матевосян Е.Р.Казань, 2009 г.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Матевосян Е.Р.Казань, 2009 г.
    Пятницкий К.П., Горький А.М., Тихомиров А.А., Пешкова Е.П. на Волге по пути на Кавказ. Июнь, 1903 г.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Пятницкий К.П., Горький А.М., Тихомиров А.А., Пешкова Е.П. на Волге по пути на Кавказ. Июнь, 1903 г.
    Скирмунт С.А. Москва. 1920-е гг.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Скирмунт С.А. Москва. 1920-е гг.