В 2006 году в Музей А.М.Горького и Ф.И.Шаляпина поступила большая коллекция книг по истории театра от исследователя жизни и творчества Ф.И.Шаляпина Юрия Федоровича Котлярова. Среди этого собрания петербургского коллекционера выделяются работы Владимира Ивановича Немировича-Данченко, который сделал многое для развития Московского художественного театра. В настоящем издании раскрывается история становления режиссера, тонкого интерпретатора писателя и педагога, воспитавшего талантливых актеров. Книга «Из прошлого» — это не только автобиография, но и яркий рассказ, посвященный театру — главному делу жизни В.И.Немировича-Данченко. Книга вышла в издательстве «Академия» для широкого круга читателей, интересующихся историей театра и сценическим искусством в 1936 году.
Жизненный путь Владимира Ивановича Немировича-Данченко (1858-1943) был насыщенным, богатым событиями, переживаниями, разносторонними творческими результатами. Он встречался с А.Н.Островским, И.С.Тургеневым, Л.Н.Толстым. Был на премьере «Бесприданницы» в Малом театре в 1878 году. Дружил с А.П.Чеховым, сотрудничал с А.М.Горьким, Л.Н.Андреевым, А.А.Блоком. Он был сыном «серебряного века» русской культуры. Конец XIX – начало XX века оказались временем необычайно благоприятным для развертывания талантов, особенно художественных. Сама эпоха помогала раскрыться, развернуться в полной силе многообразным дарованиям Немировича-Данченко. Еще в девяностые годы за пьесы ему дважды присуждали почетную Грибоедовскую премию, на склоне лет за театральные достижения получил Сталинскую премию.
Став известным драматургом, критиком, беллетристом, Немирович-Данченко не успокоился. С 1891 года он начинает преподавать на драматических курсах московской Филармонии и продолжает педагогическую деятельность всю жизнь. Сколько же талантов он открыл и выпестовал, скольким актерам помог «прославиться»! Все, что делал Немирович-Данченко, все, что предпринимал, — черпал силы из одного источника, из его страстной, всепоглощающей любви к театру. Театр — школа жизни, ее учитель и наставник. Из этой отнюдь не новой посылки рождались тревоги Немировича-Данченко: современный ему русский театр не вполне удовлетворял его нравственному и художественному максимализму. Он считал, что сцена отстала от литературы на десятки лет.
В молодом художнике зрел протест против того, что «знаменитое русское искусство, провозглашенное Гоголем и Щепкиным, все более обрастало штампами, условностями, сентиментализмом и становилось неподвижным» («Из прошлого»). Так родилась мечта о своем театральном деле, крепла решимость бороться за обновление сценического искусства. «Говорят, я принадлежу к мечтателям, — написал он однажды. — Вероятно. Однако к таким, которые довольно упрямо добиваются осуществления своей мечты».
Жажда познания мира через искусство с особой силой повлияла на сценические искания. Со временем театр стал казаться не только главным среди искусств, но и как бы центром жизни, учреждением, где человек должен, поднимаясь над суетной повседневностью, переживать наиболее яркие чувства, очищаться и возвышаться. крупнейшие представители начавшейся театральной реформации — Вслед за Немировичем-Данченко повторяли и развивали мысль о том, что театр должен быть воплощением духовной жизни человека, «кафедрой народного воспитания».
Стремление к очищению традиций, к восстановлению связей, порванных временем, захватило театр и преобразило его, заставив на более высоком, чем прежде, социально-философском и художественном уровне осмыслить и пересмотреть его внеэстетические функции, а также и сценическую поэтику. Театр на новом этапе должен был обрести качественно иное единство — стать режиссерским. Сама общественно-историческая ситуация, побуждая к поискам нового миропорядка, вызвала к жизни и помогла выявить огромные возможности, заложенные в рождавшемся новом типе сценического творчества — в искусстве режиссуры. Мечты Немировича-Данченко о новом театре привели к рождению 1898 году Московского Художественного театра. Об обстоятельствах его возникновения подробно рассказано на страницах публикуемых мемуаров Немировича-Данченко «Из прошлого». Вспоминал об этом событии и его ближайший сподвижник К. С. Станиславский в своей книге «Моя жизнь в искусстве».
Рождение Художественного театра — важнейший рубеж жизненного пути Немировича-Данченко. Здесь он получил возможность работать, воплощая художественные задачи — «отразить современность во всей ее глубине, осветить жизнь тем протестом, который он чувствовал в лучших людях той эпохи». Преданность реализму, стремление эстетические задачи решать «от жизни», а не от искусства, роднили миссию МХТ с деятельностью передвижников в живописи, композиторов «могучей кучки» в музыке и т. п. Творчество МХТ вливалось в главное русло национальной русской культуры, которая на рубеже XIX – XX вв. двигалась к новому расцвету. Руководители МХТ всегда подчеркивали «национальную почвенность» своих исканий, указывали на прочную духовную связь их театра с наследием классиков, с художественным и нравственным опытом русской литературы и искусства.
Вавиличева И.М.