В нашей музейной коллекции имеется редкий экземпляр оперы-былины «Садко» известного русского композитора, одного из любимых авторов Ф.И.Шаляпина — Н.А.Римского-Корсакова. Клавир вышел в издательстве Государственного Академического Большого Театра СССР в Москве в 1935 году (в мягкой издательской обложке, энциклопедического формата с иллюстрациями на отдельных листах). Клавир передал в музей профессор КГК им. Н.Г.Жиганова Георгий Михайлович Кантор в 1996 году.
Либретто к опере «Садко» (в 7 картинах) написал сам композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков при участии: В. Стасова, В. Бельского, Н. Штрупа и В. Ястребцева. Как и многое в наследии Н.А. Римского-Корсакова эта опера-былина полусказочная. У Н.А.Римского-Корсакова два произведения, которые носят название «Садко» — музыкальная картина для оркестра и опера-былина. Первое было написано в 1867 году, второе — почти тридцать лет спустя, в 1896 году.
В начале лета 1894 года Римский-Корсаков получил письмо от известного историка музыки Н.Ф.Финдейзена, в котором тот убеждал композитора взяться за оперу на сюжет «Садко». При этом он предлагал даже свой собственный план либретто. Это письмо послужило новым толчком для творческих идей композитора. Он стал размышлять об опере. Своими мыслями Римский-Корсаков поделился с выдающимся знатоком русской культуры В.В. Стасовым. Тот написал ему большое письмо, в котором обращал внимание на многочисленные варианты былины, призывал его как можно шире и ярче представить в опере картины реальной жизни и быта древнего Новгорода.
Следует признать, что под влиянием Стасова Н.А.Римский-Корсаков несколько изменил первоначальный план оперы, в частности, создал первую картину, которой по первоначальному замыслу не было. Музыкальная драматургия «Садко» сочетала образы реальные и сказочные, что характерно для творчества композитора. В новом свете выступали взаимоотношения человека и природы: обручение Садко с Морской царевной носило символический характер. Исключительно своеобразен вокальный язык оперы. Композитор использовал так называемый «былинный речитатив», первообраз которого можно найти в рябининских былинах. В песнях торговых гостей Римский-Корсаков проявлял глубокое постижение зарубежной культуры.
Осенью 1896 года опера была предложена дирекции Мариинского театра, но встретила холодный прием. Николай II собственноручно вычеркнул ее из репертуара. Впервые «Садко» был поставлен на сцене Московской частной оперы С. И. Мамонтова. Премьера состоялась 26 декабря 1897 года (7 января 1898 года) под управлением Е. Эспозито и прошла с большим успехом. Декорации и эскизы костюмов писали художники К. Коровин и С. Милютин. Партию Садко исполнял в спектаклях А.Секар-Рожанский, партию Волховы исполняла Н.Забела, Варяжского гостя пел Ф.Шаляпин. Опера «Садко» имела большое значение для истории русского оперного искусства. В условиях сдержанного отношения Императорских театров к новаторским сочинениям Римского-Корсакова, для композитора громадный успех спектакля в Москве имел важное значение. Со дня своей премьеры опера «Садко» с успехом ставилась по всему миру.
Вавиличева И.М.