В фондах Музея А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина представлена обширная иконография великого артиста. На фото 1911 г. (размер 17,5 х 13,5 см) Ф.И.Шаляпин запечатлен в образе Досифея-персонажа оперы М.П.Мусоргского «Хованщина» в постановке Мариинского театра.
Образ раскольника создавался Шаляпиным в содружестве с художником К. А. Коровиным, который жил в то время на Театральной улице. Здесь в шумных беседах и спорах рождался художественный замысел новой постановки. Актриса Н.И. Комаровская наблюдала за совместной работой Шаляпина и Коровина над оперой: «Вместе они намечали внешний облик Досифея. По рисункам Коровина Досифей представлялся то гневным изувером, то пламенным фанатиком, то добрым пастырем. Шаляпин загорался. Вдохновенно, с потрясающей силой пел он в этот вечер Досифея. Выслушивая соображения Коровина, он вновь и вновь повторял те места из своей роли, которые не удовлетворяли его. Это был незабываемый вечер содружества, совместной работы двух больших художников».
Премьера «Хованщины» состоялась 7 ноября 1911 года. Рецензируя спектакль, критик Юрий Беляев подчеркивал не только музыкальное, но и огромное общественное значение новой постановки. Шаляпин «не только не выдвинул на первый план роль Досифея, но пожертвовал всем его выгодным положением в целях наилучшего ансамбля. Вот эту скромность, эту уступчивость, этот «подвиг» я ставлю в первую заслугу артисту», — писал рецензент. Другой музыкальный критик В. Г. Каратыгин писал в «Солнце России»: «Мало того, что великий отечественный артист с бесподобной силой и яркостью исполняет партию Досифея, — он же режиссировал всю оперу. Огромный успех «Хованщины» не мог не радовать Шаляпина — он осознал себя режиссером, умеющим воплотить на сцене свое видение оперы.
Из Петербурга Шаляпин писал Горькому: «Дорогой Максимыч! Как искренно жалею я, что тебя не было здесь. Какая это удивительная вещь, и какой был у нас в театре праздник. Я видел, как не один десяток участвующих на сцене — плакали, а я, я и до сих пор не могу еще равнодушно петь эту оперу. Боже мой, сколько там народушки есть, сколько там правды… Какие удивительные народные семена растил этот удивительный Модест Мусоргский и какие гады всю жизнь вертелись в его вертограде и мешали растить ему народное семечко».
Благодаря завоёванной всемирной известности Мусоргского, «Хованщина» была поставлена в 1911 на сцене Мариинского театра, а спустя год — Большого. В обеих постановках принимал участие Фёдор Шаляпин, который как выполнял организационные задачи, так и исполнял партию Досифея. Вслед за этим последовала постановка в Париже 1913 года, для которой Игорь Стравинский написал свою версию финальной сцены. География постановок «Хованщины» расширилась, она вошла в репертуар театров по всему миру, над оперой работали многие известные режиссёры, а партии исполнялись звёздами оперной сцены.
И.М.Вавиличева