К сожалению, работ, посвященных теме музыки в литературе в XX веке очень мало. В книжном фонде Музея А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина имеется такая книга советского музыковеда, профессора Московской консерватории Ливановой Тамары Николаевны (1909-1986) , автора многих исследований, охватывающих широкий круг научной проблематики: от истории древне-русской музыкальной культуры, до творчества советских композиторов, связей музыки с литературой, театром и бытом.
XX век – переломный этап в жизни России, а, следовательно, и во взаимоотношениях между литературой и музыкой. В этот период более тесные связи возникают между народной песней и литературой. Это было обусловлено социальным происхождением многих молодых писателей. Большое влияние русская народная песня оказала на творчество М. Горького. Этот аспект исследует в своей работе «Музыка в произведениях М. Горького» Т.Н. Ливанова: «Народное музыкально-поэтическое искусство во всех его жанрах- от былины, исторической песни, от обрядовых песен до частушек и городского романса, вообще бытовая музыка в различных ее формах (…), отчасти русская классическая и зарубежная музыка, церковное пение, оперетта, эстрадные куплеты, даже музыка джаза – все это по-своему входит в мир образов Горького. «Благодаря музыке литературное произведение начинает звучать по-новому, давая более яркое, выпуклое изображение жизни» ( Стефан Малларме).
«Я очень люблю музыку”. Это признание, сделанное Горьким в одном из писем к Ромену Роллану – французскому писателю, общественному деятелю, ученому, музыковеду, подтверждается как творчеством, так и общественной деятельностью Алексея Максимовича, его окружением, в котором далеко не последнее место занимали музыканты-композиторы, певцы (близким другом был Ф.И. Шаляпин), пианисты… Перед ними всегда гостеприимно были раскрыты двери дома радушного писателя.
Л.Б. Белова