Среди большого количества интересных материалов в архиве Д.Н. Валеева (1938 – 2010) есть документы, раскрывающие его деятельность как драматурга.
«1887» – одна из последних пьес Диаса Валеева, «трагедийная хроника», рассказывающая о революционном брожении в Казанском университете, вылившемся в знаменитую студенческую сходку 1887 года.
Конечно, все это не раз описано и отражено, в том числе и в драматургии, но Валеев сумел найти свой, особый путь. Его интересовали не столько события, сколько порождавший их самый дух тяжелой эпохи, отдаленной от нас почти на целое столетие. Он стремится проникнуть в далеко не простой внутренний мир ищущей, но политически еще недостаточно зрелой и социально неоднородной молодежи. Ему нужно было найти основные пружины конкретных политических столкновений и всмотреться в облик «власть предержащих», в особенности их психологии.
В финале пьесы совсем короткий, но очень важный эпизод: Владимир Ульянов дома, в ожидании ареста. Он разговаривает с младшей сестрой Ольгой. И физически кажется, что именно сейчас здесь рождается будущий вождь. Он говорит: «В этом мире у человека, наверное, может быть сейчас только одна профессия. Быть профессиональным революционером». А потом, уже как бы резюмируя не столько разговор, сколько свою мысль: «Бог один для всех – свобода, свет».