Музей А.М. Горького в Казани и его директор М.Н. Елизарова в годы Великой Отечественной войны

Музей А.М. Горького в Казани и его директор М.Н. Елизарова  в годы Великой Отечественной войны Музей А.М. Горького в Казани и его директор М.Н. Елизарова  в годы Великой Отечественной войны Музей А.М. Горького в Казани и его директор М.Н. Елизарова  в годы Великой Отечественной войны
Экспонаты

Созданный в 1940 году Музей А.М.Горького в Казани с началом Великой Отечественной войны был закрыт. (По воспоминаниям директора Елизаровой Марии Николаевны(1908-1994), все ценные документы были спрятаны в железном сейфе внутри печи в подвале-пекарне, сотрудники словно ощущали, что скоро вернутся). В здании ненадолго разместилось одно из учреждений Наркомпроса (сохранилось Удостоверение Елизаровой М.Н. о том, что она исполняла обязанности начальника Военно-физической подготовки при НКП ТАССР. 17.07.41). В 1941 г. по просьбе жены А.М.Горького Е.П. Пешковой, в Казань была эвакуирована из Москвы часть Архива А.М. Горького, хранившаяся в Центральном музее ТАССР до 1945 г., затем возвращенная Н.Ф. Калининым обратно.

В 1942 году Музей А.М, Горького вновь  развернул экспозиционную и научно-просветительскую работу. Экспозицию дополнили новым разделом «Детство А.Пешкова». «Несмотря на траур затемнения, в Казани кипела напряженная жизнь, — вспоминает Елизарова в очерке «В трудные годы», — … мною было разработано более пятидесяти тем, я подобрала горьковские тексты…, нашла прототипов героев произведений… Музей провел собрание художников, на котором были намечены темы для творческих работ». Все это было направлено на пополнение экспозиции.  Создавались литературные выставки-передвижки (в т.ч, впервые -о Г.Тукае), с которыми Елизарова и сотрудники  отправлялись по районам Татарии с лекциями, используя гужевой транспорт.

В 1942 г. Елизарова привлекла ведущих ученых из Москвы, Горького и других городов, организовав научные сессии, продолжением которых являются сегодня «Горьковские чтения». Здесь выступали доктора наук, проф. Е.Б.Тагер, Б.В.Михайловский, казанские ученые Н.Ф.Калинин, Е.Г. Бушканец, И.А.Рахлин, М.Х.Гайнуллин и др. С воспоминаниями о Горьком делились в музее его современники: П.М. Дульский, В.Н.Терновский, А.С.Курская, К. Наджми, и др. В эти суровые годы в город были эвакуированы многие литераторы. Музей стал одним из мест их встреч, здесь проходили заседания русской секции Союза Советских писателей Татарии. Являясь его членом, Елизарова руководила ею до 1946 года.

Активно работали при музее члены организованного в 1942 г. Литературного объединения начинающих авторов (ныне ЛИТО). Они выступали в госпиталях перед ранеными бойцами. В Казани издавались с их участием сборники произведений на патриотическую тему.

В эти суровые годы все было подчинено помощи людям, сражавшимся на фронтах. В музее, как и повсеместно, шили детали одежды для военнослужащих. Елизарова отправилась в изнурительные командировки на фронты для просветительской работы среди бойцов и партизан, а также для сбора материалов, необходимых ей в творческой работе. В ее архиве, переданном в музей потомками, сохранились документы той поры: ее командировочные удостоверения, справки, акты о насилиях, производимых фашистами на оккупированных территориях, составленные непосредственно на местах, (Справка о пребывании Елизаровой М.Н. до 29 декабря 1943 г.   в творческой командировке на 4 Украинском фронте и в тылу врага у партизан. 3 марта 1944. (Маш., рук); командировочное удостоверение Елизаровой М.Н. от ССП ТАССР для поездки на Западный фронт для творческой работы над книгой о Викторе Григорьеве. 28 декабря 1942 года. (Маш., рук. Подлин.); Командировочное предписание Елизаровой М.Н. от Главного политического управления РККА о поездке в г. Мелитополь для выполнения особого задания. 4 ноября 1943. (Маш. Копия.); Командировочное удостоверение Елизаровой М.Н. от ССП Татарии о поездке в Москву и на Северный фронт для сбора сведений об отличившихся в боях татарах.30 июня 1944. Копия. Маш.). В фондах музея имеется письмо к Елизаровой от писателя Ибрагима Гази, от 17 декабря   1944 г. с фронта, в котором автор, хорошо знавший активность адресата, характеризует её как подвижницу.

Возможно, что директор музея привезла  некоторые фотографии о военной фронтовой жизни, которые имеются в музейной коллекции и, предположительно, использовались на первой в стране большой выставке «Великая Отечественная война Советского народа», организованной казанцами. Экспозиция была открыта  3 августа 1942 г. в помещении Театра юного зрителя, а во дворе и на прилегающей улице Островского было выставлено крупногабаритное трофейное немецкое оружие.

Ввиду большого объема работы, возложенной на руководителя, творческое наследие Елизаровой невелико. Сочинения издавались в разные годы в виде небольших книг, брошюр, входили в состав отдельных сборников, печатались в газетах и журналах, в том числе фронтовых. Её перу принадлежат  пьесы, рассказы, очерки, киносценарии.

Особое место занимают тексты о героизме советских людей в годы Великой Отечественной войны, многие из которых писались на документальной основе.

Наиболее ранняя публикация Елизаровой в этот период – пьеса «Дочь Родины» (Сб. «За Родину!», Казань, 1943) о подвиге Зои Космодемьянской. 6 февраля 1942 года в Москве в квартире Космодемьянских автор пьесы встречалась с матерью героини Любовью Тимофеевной Космодемьянской, а 8 марта посетила место казни  — село Петрищево на территории Западного фронта, где юная партизанка была казнена 29 ноября 1941 года. Подробности случившегося рассказали жители села. Побывала она и в Днепропетровске по следам расстрелянных гестаповцами партизан Фатимы Гафуровой и Махмуда Калинкина, узнавала о подвиге уроженца Казани танкиста Виктора Григорьева, награжденного званием Героя Советского Союза, о Николае Барышеве, возглавлявшего подпольную группу «Сокол» в Симферополе. (См.: Елизарова М.Н. Незабываемые годы. Казань.1987).

Документальность – главная ценность  произведений Елизаровой о войне, многие из которых созданы по горячим следам. Благодаря фактической достоверности,  значимость их с годами увеличивается. В результате  увековечены  конкретные  имена. Такие публикации нужны были людям в годы испытаний, ибо способствовали поддержанию морального духа соотечественников. Нужны они и сейчас, дабы история не повторилась.

Под руководством М.Н.Елизаровой музей успешно работал все последующие годы, накапливая научный потенциал, пополняя коллекцию, расширяя экспозиционные площади, проводя массовую просветительскую работу, способствуя воспитанию не одного поколения людей.

Мария Елизарова награждена Орденом «Знак почёта», семью медалями.

Л.Б. Белова

Ещё больше вы увидиите в музее

Интересные экспонаты

Все
Экспонаты
  • Горький М. Полное собрание сочинений. Письма в двадцати четырех томах.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Горький М. Полное собрание сочинений. Письма в двадцати четырех томах.
    Матевосян Е.Р.Казань, 2009 г.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Матевосян Е.Р.Казань, 2009 г.
    Пятницкий К.П., Горький А.М., Тихомиров А.А., Пешкова Е.П. на Волге по пути на Кавказ. Июнь, 1903 г.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Пятницкий К.П., Горький А.М., Тихомиров А.А., Пешкова Е.П. на Волге по пути на Кавказ. Июнь, 1903 г.
    Скирмунт С.А. Москва. 1920-е гг.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Скирмунт С.А. Москва. 1920-е гг.
  • Горький М. Полное собрание сочинений. Письма в двадцати четырех томах.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Горький М. Полное собрание сочинений. Письма в двадцати четырех томах.
    Матевосян Е.Р.Казань, 2009 г.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Матевосян Е.Р.Казань, 2009 г.
    Пятницкий К.П., Горький А.М., Тихомиров А.А., Пешкова Е.П. на Волге по пути на Кавказ. Июнь, 1903 г.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Пятницкий К.П., Горький А.М., Тихомиров А.А., Пешкова Е.П. на Волге по пути на Кавказ. Июнь, 1903 г.
    Скирмунт С.А. Москва. 1920-е гг.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Скирмунт С.А. Москва. 1920-е гг.