Сцена из спектакля «Враги» по пьесе А.М. Горького

Сцена из спектакля «Враги» по пьесе А.М. Горького
Экспонаты

Фото. Сцена из спектакля «Враги» по пьесе А.М. Горького на сцене МХАТ СССР им. М. Горького. Сцена из последнего действия. Николай Скроботов — Н.П. Хмелёв. Москва. 1935

В фотофонде Музея А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина хранится фотооткрытка (размер 9,4×14,4 см) спектакля «Враги» в постановке МХАТ СССР им. М. Горького. Перед нами финальная сцена спектакля. В центре — Николай Скроботов, в исполнении Николая Павловича Хмелева.

Николай Павлович Хмелев (1901 — 1945) — актер, режиссер. Актерскую карьеру начал в 1919 году во Второй студии. В первые годы искал экспрессионистских резких тем и форм в ролях «злодеев, таких как Шпигельберг в «Разбойниках» Шиллера, Ушаков и Бирон в «Елизавете Петровне» Д. Смолина. Самолюбивый и сомневающийся в себе, трудный в контактах, н был воспринят как одна из самых интересных фигур «второго поколения» после первых же ролей — старик Марей, в «Пугачевщине» и Силан в «Горячем сердце». Это положение закрепилось за ним после роли полковника Алексея Турбина («Дни Турбиных», 1926). Сохраняя связь с традицией МХТ — «театра живого человека», Хмелев придавал сценическим образам предельное напряжение и четкость, искал то, что он сам парадоксально определял поставленным перед собой вопросом: «какой у меня здесь балет». Его решения отличались продуманностью и внезапностью, он был свободен в выборе стилистических средств и душевных тонов. Он любил смену задач. Он разрабатывал неожиданно мягко и насыщал психологическими нюансами набросок фигуры большевика Паклеванова в «Бронепоезде 14-69» Вс. Иванова (1927). Он играл в «Дядюшкином сне» по Достоевскому князя К. — существо механическое, разлаженное и несчастное, с вывихнутыми и причиняющими боль шарнирами.

В один и тот же 1935-й год он нашел своего обреченно-светлого, вопреки всему исповедующего мир, царя Федора и сыграл прокурора Скроботова во «Врагах» Горького, донося не только разницу человеческих характеров, но разницу эстетики и философии двух полярных спектаклей, равно важных в репертуаре МХАТ в 30-е годы.

 

Ещё больше вы увидиите в музее

Интересные экспонаты

Все
Экспонаты
  • Ахтямова Р.3. Свияжск – остров любви: Сентиментальная повесть. Алматы: Агентство «Цитрус», 2019. 312с.
    Image icon
    Ноябрь 29, 2021 Экспонаты
    Ахтямова Р.3. Свияжск – остров любви: Сентиментальная повесть. Алматы: Агентство «Цитрус», 2019. 312с.
    Коган П.С. История русской литературы с древнейших времен до наших дней. Молодая гвардия, М.-Л., 1928. 272 с.
    Image icon
    Ноябрь 29, 2021 Экспонаты
    Коган П.С. История русской литературы с древнейших времен до наших дней. Молодая гвардия, М.-Л., 1928. 272 с.
    М.Горький. Городок. Заметки из дневника. Воспоминания. М., Л., 1926. 61 с.
    Image icon
    Ноябрь 22, 2021 Экспонаты
    М.Горький. Городок. Заметки из дневника. Воспоминания. М., Л., 1926. 61 с.
    Адгамова С.С. Рассказы, воспоминания. (На татарском языке).
    Image icon
    Ноябрь 18, 2021 Экспонаты
    Адгамова С.С. Рассказы, воспоминания. (На татарском языке).
  • Ахтямова Р.3. Свияжск – остров любви: Сентиментальная повесть. Алматы: Агентство «Цитрус», 2019. 312с.
    Image icon
    Ноябрь 29, 2021 Экспонаты
    Ахтямова Р.3. Свияжск – остров любви: Сентиментальная повесть. Алматы: Агентство «Цитрус», 2019. 312с.
    Коган П.С. История русской литературы с древнейших времен до наших дней. Молодая гвардия, М.-Л., 1928. 272 с.
    Image icon
    Ноябрь 29, 2021 Экспонаты
    Коган П.С. История русской литературы с древнейших времен до наших дней. Молодая гвардия, М.-Л., 1928. 272 с.
    М.Горький. Городок. Заметки из дневника. Воспоминания. М., Л., 1926. 61 с.
    Image icon
    Ноябрь 22, 2021 Экспонаты
    М.Горький. Городок. Заметки из дневника. Воспоминания. М., Л., 1926. 61 с.
    Адгамова С.С. Рассказы, воспоминания. (На татарском языке).
    Image icon
    Ноябрь 18, 2021 Экспонаты
    Адгамова С.С. Рассказы, воспоминания. (На татарском языке).