Фото. Сцена из спектакля «Враги» по пьесе А.М. Горького на сцене МХАТ СССР им. М. Горького. Сцена из последнего действия. Николай Скроботов — Н.П. Хмелёв. Москва. 1935
В фотофонде Музея А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина хранится фотооткрытка (размер 9,4×14,4 см) спектакля «Враги» в постановке МХАТ СССР им. М. Горького. Перед нами финальная сцена спектакля. В центре — Николай Скроботов, в исполнении Николая Павловича Хмелева.
Николай Павлович Хмелев (1901 — 1945) — актер, режиссер. Актерскую карьеру начал в 1919 году во Второй студии. В первые годы искал экспрессионистских резких тем и форм в ролях «злодеев, таких как Шпигельберг в «Разбойниках» Шиллера, Ушаков и Бирон в «Елизавете Петровне» Д. Смолина. Самолюбивый и сомневающийся в себе, трудный в контактах, н был воспринят как одна из самых интересных фигур «второго поколения» после первых же ролей — старик Марей, в «Пугачевщине» и Силан в «Горячем сердце». Это положение закрепилось за ним после роли полковника Алексея Турбина («Дни Турбиных», 1926). Сохраняя связь с традицией МХТ — «театра живого человека», Хмелев придавал сценическим образам предельное напряжение и четкость, искал то, что он сам парадоксально определял поставленным перед собой вопросом: «какой у меня здесь балет». Его решения отличались продуманностью и внезапностью, он был свободен в выборе стилистических средств и душевных тонов. Он любил смену задач. Он разрабатывал неожиданно мягко и насыщал психологическими нюансами набросок фигуры большевика Паклеванова в «Бронепоезде 14-69» Вс. Иванова (1927). Он играл в «Дядюшкином сне» по Достоевскому князя К. — существо механическое, разлаженное и несчастное, с вывихнутыми и причиняющими боль шарнирами.
В один и тот же 1935-й год он нашел своего обреченно-светлого, вопреки всему исповедующего мир, царя Федора и сыграл прокурора Скроботова во «Врагах» Горького, донося не только разницу человеческих характеров, но разницу эстетики и философии двух полярных спектаклей, равно важных в репертуаре МХАТ в 30-е годы.