В фондовой коллекции Музея А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина имеется немало снимков певцов, выступавших на разных сценах с Ф.И. Шаляпиным. Среди них — копийная фотография лирико-драматического тенора Антона Владиславовича Секар-Рожанского (1863–1952). Он родился в Варшавской губернии, окончил Петербургскую консерваторию(1891). В летние месяцы 1891—1904 годов совершенствовался в Милане и Париже.
Певец выступал в оперных театрах Ростова-на-Дону, Харькова, Тифлиса, Казани, впоследствии исколесил всю страну. С успехом дебютировал на сцене петербургского Мариинского театра в марте 1896 года, но уехал в Москву в труппу Московской русской частной оперы С.И. Мамонтова, куда был приглашен в это время и Ф.И. Шаляпин. В начале марта 1897 года Шаляпин и Секар-Рожанский (с певицей В.А. Эберле) предприняли концертную поездку в Нижний Новгород и Казань. Газета «Казанский телеграф» сообщала: «Шумный успех, выпавший на долю Шаляпина, вполне заслуженно разделял и Секар-Рожанский, прекрасный певец с грудным тенором, превосходно владеющий им. В артисте видна хорошая школа, прекрасный музыкальный вкус и тщательная отделка всякого исполняемого им романса».
Секар-Рожанский был первым исполнителем партий Садко(одноименная опера Н.А. Римского-Корсакова) и Лыкова (“Царская невеста” Н.А. Римского-Корсакова). Оперный репертуар певца насчитывал свыше 70 различных по характеру партий, среди которых и Васко да Гама, в образе которого запечатлен артист на представленном снимке.
С 1914 по 1919 год Секар-Рожанский преподавал в Московской консерватории. В 1920 году он уехал в Польшу, был профессором Варшавской консерватории.
Л.Б. Белова