«Шаляпин – Борис Годунов»

«Шаляпин – Борис Годунов» «Шаляпин – Борис Годунов»
Экспонаты

Одни из первых экспонатов, связанных с именем великого артиста, хранящихся в Музее А.М.Горького и Ф.И.Шаляпина, стали фотографии Ф.И.Шаляпина в ролях. «Если я в жизни был чем-нибудь, так только актером и певцом» — признавался сам Федор Иванович и бесконечно позировал фотохудожникам и в Петербурге, и Москве в фотографических студиях (в том числе и при театрах). Эти фотографии являются тем уникальным документальным материалом, который дает возможность зрителям через годы видеть не только грим и театральный костюм артиста, но и состояние его души в момент творчества.

Летом 1898 года Ф.И.Шаляпин был приглашен на дачу певицы Т.Любатович в Ярославскую губернию. Здесь он вместе со своим другом С.В.Рахманиновым начал работу над образом Бориса Годунова в одноименной опере М.П.Мусоргского. Опера так взволновала молодого артиста, что он не ограничился изучением своей партии, а выучил и пел все партии в опере: мужские и женские от начала до конца. Изучая «Бориса Годунова» с музыкальной стороны, певец захотел познакомиться со своим героем с исторической точки зрения.

Он прочитал драму А.С.Пушкина, монографию Н.М.Карамзина, познакомился с В.О.Ключевским. Всю жизнь помнил артист ту удивительную прогулку, во время которой историк «передавал ему, точно очевидец событий, диалоги между Шуйским и Годуновым, рассказывая о приставах. Будто лично знаком с ними, о Варлааме, Мисаиле и обаянии самозванца». «Борис Годунов» с участием Шаляпина имел оглушительный успех.

«Начиная с грима и кончая каждой позой, каждой музыкальной интонацией, это было нечто поразительно живое, выпуклое, яркое. Перед нами был царь величавый, чадолюбивый, пекущийся о народе и все-таки роковым образом идущий по наклонной плоскости к гибели, благодаря совершенному преступлению, — словом тот Борис Годунов, который создан Пушкиным и музыкально воссоздан Мусоргским. Неотразимо сильное впечатление производит в исполнении Шаляпина сцена галлюцинации Бориса: потрясенная публика без конца вызывала после нее артиста», — писал после премьеры музыкальный критик Ю.Энгель.

6 января 1911 года в Мариинском театре состоялась премьера новой постановки оперы М.П.Мусоргского. Ставил спектакль В.Э.Мейерхольд, дирижировал А.Коутс. Великий режиссер восхищался Шаляпиным: «В игре Шаляпина всегда правда, но не жизненная, а театральная. Она всегда приподнята над жизнью…» Театральный критик Ю.Д.Беляев писал: «…мне хочется выделить Бориса Годунова из всего, что за последнее время показал нам Шаляпин. И вот почему: Борис все еще не кончен… Я не пропустил в Петербурге ни одного представления «Годунова» и с радостью замечал, что в этом огромном сценическом создании открывались все новые и новые черты».

К.А.Коровин вспоминал: «Я слушал, как Шаляпин пел Бориса… это было совершенно и восхитительно. В антракте я пошел за кулисы. Шаляпин стоял в бармах Бориса. Я подошел к нему, и он сказал: «Сегодня… я почувствовал, что я в самом деле Борис. Ей-богу! Не с ума ли я сошел?». Публика была потрясена. Вызовам и крикам не было конца. Артисты называют это «войти в роль». Но Шаляпин больше чем входил в роль – он поистине перевоплощался…»

В «Борисе Гоунове» Ф.И.Шаляпин проживал на сцене целую жизнь. Фотографии запечатлели множество оттенков игры великого артиста, изменения в облике царя, происходящие от сцены к сцене. Из молодого, полного сил, величественного царя Борис в последних сценах превращался в дряхлого, безумного старика. Партия Бориса Годунова поражала современников слиянием глубокого перевоплощения артиста с тонким проникновением в мир музыки Мусоргского. «Голос Шаляпина звучит здесь как орган, так же могуче, так же широко, с какой-то особенною красотою тембра и сливается в полной гармонии с аккордами оркестра…» — вспоминал Э.А.Старк.

Слушатель часто не подозревал о том, что многие эмоции, возникавшие вовремя шаляпинского исполнения, были обусловлены не каким-либо актерским приемом, а именно голосом. В последнем акте, когда звучали слова: «Избави от искушений», раскрывалась картина пережитых страданий, растерянности и смятений – и все это благодаря окраске голоса и тембровых особенностей его звучания. Такой же поражающей силы воздействия достигал Шаляпин в сцене галлюцинаций, а его «Чур, дитя!» несло в себе ощущение трагизма, смешанного с непреодолимым ужасом. Это было изумительное искусство музыкальной декламации.

Премьеры оперы «Борис Годунов» с Ф.И.Шаляпиным в роли Бориса:

Русская частная опера. Москва. 7 декабря 18968 г.

Большой театр. Москва. 13 апреля 1901 г.

Мариинский театр. Петербург. 9 ноября 1904 г.

Гранд-Опера. Антреприза С.П.Дягилева. Париж. 19 (6) мая 1908 г.

 

И.М.Вавиличева

Ещё больше вы увидиите в музее

Интересные экспонаты

Все
Экспонаты
  • Горький М. Полное собрание сочинений. Письма в двадцати четырех томах.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Горький М. Полное собрание сочинений. Письма в двадцати четырех томах.
    Матевосян Е.Р.Казань, 2009 г.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Матевосян Е.Р.Казань, 2009 г.
    Пятницкий К.П., Горький А.М., Тихомиров А.А., Пешкова Е.П. на Волге по пути на Кавказ. Июнь, 1903 г.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Пятницкий К.П., Горький А.М., Тихомиров А.А., Пешкова Е.П. на Волге по пути на Кавказ. Июнь, 1903 г.
    Скирмунт С.А. Москва. 1920-е гг.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Скирмунт С.А. Москва. 1920-е гг.
  • Горький М. Полное собрание сочинений. Письма в двадцати четырех томах.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Горький М. Полное собрание сочинений. Письма в двадцати четырех томах.
    Матевосян Е.Р.Казань, 2009 г.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Матевосян Е.Р.Казань, 2009 г.
    Пятницкий К.П., Горький А.М., Тихомиров А.А., Пешкова Е.П. на Волге по пути на Кавказ. Июнь, 1903 г.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Пятницкий К.П., Горький А.М., Тихомиров А.А., Пешкова Е.П. на Волге по пути на Кавказ. Июнь, 1903 г.
    Скирмунт С.А. Москва. 1920-е гг.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Скирмунт С.А. Москва. 1920-е гг.