На одной из тиражированных дореволюционных фотографий, хранящейся в Музее А.М.Горького и Ф.И.Шаляпина, запечатлены молодые, окрыленные надеждами – Федор Шаляпин (1873-1938) и Сергей Рахманинов (1873-1943). Фотография выполнена в московском фотоателье, в период, когда оба работали в Московской частной опере С.И.Мамонтова (в 1900-е гг.).
Любимым дирижером-композитором и большим другом Ф.И.Шаляпина был Сергей Васильевич Рахманинов. Они встретились в 1897 году в театре Саввы Мамонтова и дружбу свою пронесли через всю жизнь. Это было время, когда Ф.И.Шаляпин создавал образы Бориса Годунова, Ивана Грозного и др., которыми он «завоевал весь мир», когда возникла дружба двух творчески одаренных, близких по духу людей.
Шаляпин и Рахманинов часто выступали вместе в симфонических и камерных концертах, в оперных спектаклях. Композитор посвятил своему другу романсы «Судьба», «В душе у каждого из нас…», «Воскрешение Лазаря», «Ты знал его», «Опричник». Однажды Рахманинов слушал в исполнении Шаляпина свою «Судьбу» и был потрясен. Он схватился за голову и воскликнул: «Неужели это я написал?!»
Шаляпин и Рахманинов были ровесниками и сразу почувствовали взаимное притяжение друг другу. Шаляпин вспоминал: «Рахманинов был в то же время одним из немногих чудесных дирижёров, которых я в жизни встречал». С Рахманиновым за дирижерским пультом певец мог быть совершенно спокоен. «Дух произведения будет проявлен им с тонким совершенством, а если нужно задержание или пауза, то будет это тоже в йоту… Когда Рахманинов сидит за фортепиано и аккомпанирует, то приходится говорить: «Не я пою, а мы поем».
В начале 1900-х годов Шаляпин и Рахманинов часто выступали в концертных программах пианиста и дирижера Александра Ильича Зилоти. Дружба была искренней и взаимной, сохранилась до последних дней Ф.И.Шаляпина. Рахманинов пережил своего друга на пять лет. Оба чрезвычайно ценили природный музыкальный гений друг друга, мастерство, высочайший художественный вкус.
И.М.Вавиличева