В Музее А.М.Горького и Ф.И.Шаляпина хранится фотография жены артиста, переданная в дар музею в 1990-е годы Юрием Антоновичем Понаморенко — петербургским исследователем жизни и творчества Ф.И.Шаляпина. На фото – Мария Валентиновна Петцольд рядом со своим скульптурным портретом из гипса, работы Федора Ивановича Шаляпина. Скульптура выполнена в Петербурге в октябре 1913 года в доме артиста на ул.Графтио.
Великий артист был неисчерпаемо одарен от природы, обладал не только потрясающими актерскими данными, но и талантом живописца, графика и скульптора, а также умел великолепно гримироваться. Современники Ф.И.Шаляпина отмечали, что вне сцены карандаш, перо и кисть занимали в жизни артиста очень важное место. Все, кто близко знал певца замечали, что он частенько во время беседы рисовал, сам того не замечая.
В этом порыве выплескивалась потребность графически изображать то, что наполняло душу и воображение гения от искусства. Ф.И.Шаляпин является автором множества графических изображений сценических образов, которые ему приходилось воплощать в театрах. Множество рисунков, созданных Ф.И.Шаляпиным вошли в сокровищницу наследия гениального артиста – художника.
К.А.Коровин, Л.В.Шервуд и другие близкие Ф.И.Шаляпину художники отмечали его любовь к скульптуре. Форма и пластика – волновали артиста на протяжении всей жизни. Ф.И.Шаляпин любил ваять из глины и лучше всего ему удавались автопортреты в виде бюстов. С.Т.Коненков вспоминал, что однажды Федор Иванович объявил художникам, что он «рожден быть скульптором». Наверняка так оно и было бы, не стань он гениальным оперным певцом и уникальным артистом.
По-настоящему заняться лепкой Ф.И.Шаляпину советовал скульптор И.Я.Гинцбург. Артист превратил одну из комнат своей квартиры в импровизированную студию, привез глину, поставил станок и начал работать. Через несколько дней друзья артиста и сам скульптор были поражены результатом работы Федора Ивановича. Бюст был очень похож и хорош по качеству лепки. Артист подарил своему учителю прекрасную фотографию в своей лучшей, по пластической выразительности, роли Олоферна с посвящением: «Милому Илье Яковлевичу Гинцбургу. В знак благодарности за данную мне идею лепить и за указания. Ф.Шаляпин. Петербург. Декабрь.1912 г.»
И.М.Вавиличева