В шаляпинском фонде хранится редкая книга, в которой собраны автографы театральных кумиров начала XX века. Это сборник размером 17,5 х 10,5 см был выпущен в Санкт-Петербурге в 1912 году. Музей получил это издание от Ю.Ф.Котлярова, известного исследователя жизни и творчества Ф.И.Шаляпина.
В начале ХХ века в Санкт-Петербурге работала шоколадная фабрика АО «Миньон», которая мечтала обойти такие известные фирмы, как «Жорж Борман». «Миньон» в переводе с французского языка («mignon») означает — милый, хорошенький, прелестный. Это многозначный термин, были и фамилия, и топоним — Миньон. С XV века во Франции это слово было известно со значением «фаворит» — «друг» или «любимчик» королевской особы или принца; заимствованное в английском языке как «minion», которое затем стало обозначать также «преданного слугу» или «прислужника».
В начале прошлого века существовала шоколадная фабрика АО «Миньон». Владельцам компании в Санкт-Петербурге хотелось увеличить сбыт своей продукции, чтобы обойти все знаменитые шоколадные фирмы мира. Но у каждой из этих именитых компаний были вековые традиции и богатейшая история, огромнейшая популярность и тысячи постоянных покупателей. Имена элитных конфетных фирм гремели на весь мир. Например, опять-таки упомянутая выше компания «Жорж Борман». Основателем компании является Григорий Николаевич Борман. В 1862 году он открыл на Невском проспекте в Петербурге небольшой магазин с названием «Жорж Борман».
В 1870 году на Всероссийской выставке в Санкт-Петербурге продукция получила бронзовую медаль. В 1876 году Григорий Николаевич Борман удостоился звания «Поставщик Двора Его Императорского Величества» с предоставлением права изображения государственного герба на своей продукции. В 1912 году товариществу «Жорж Борман» принадлежало 10 кондитерских магазинов в Санкт-Петербурге, из них 3 — на Невском проспекте.
И как было тягаться с таким гигантом «Миньону? Чем отличалась фабрика «Миньон»? — Всего лишь ароматным и вкусным, тающим во рту шоколадом! Завоевав хорошую репутацию в Санкт-Петербурге, фабрика «Миньон», понятно, хотела расширить горизонты прибыли. А как это можно было сделать? Какой рекламный путь выбрать? Какой артистический ход выбрал «Миньон»? И решение вскорости пришло — предложить артистам известных сцен города пройти так называемую «шоколадная анкету». К пример, их уговаривают сделать фотопортреты, после отдают фотокарточки и просят автографы вместе с отзывом на шоколад «Миньон».
Весь процесс, вместе с поиском, съёмкой и сбором автографов артистов, занял у «Миньона» — около 2-х лет. В итоге получилось собрать 50 снимков с отзывами и автографами. Каждому артисту фотограф вручал в подарок набор конфет и шоколада в оригинальной упаковке. Стоит добавить, что после этого был выпущен альбом «Что говорит артистический мир?» с портретами артистов и их отзывами, отпечатанными новым способом художественной печати «Миньона» — «Меццотинто-Гравюра».
Что писали артисты в «Шоколадной анкете»? Например, актёр Александринской драмы Юрий Юрьев:
«Когда грущу или скучаю,
Иль озабочен, утомлён,
То бремя жизни облегчаю,
Всегда конфетками «Миньон».
Балерина Агриппина Ваганова: «Кушать Ваши шоколадные конфеты так же приятно, как танцевать с оркестром под управлением господина Дриго».
Певица Лидия Липковская: «Конфеты фабрики «Миньон» объедение!!! Сладкоежка Липковская».
В результате этот альбом бесплатно раздавали посетителям магазинов фирмы «Миньон» в Санкт-Петербурге. Вот такая необычная реклама «Миньону» и ей удалось стать популярной и известной шоколадной фабрикой и за пределами. страны.
Вавиличева И.М.