Валеев Д.Н. Изгой, или Очередь на Голгофу. Театральный роман. – Казань: «ТАН-ЗАРЯ», 1996. – 168 с.
В фондах казанского Музея А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина хранится немало интересных книг различных писателей и поэтов, в том числе и роман «Изгой, или Очередь на Голгофу» Д.Н. Валеева (1938 – 2010).
Этот роман – автобиографический. В нем обозначены десятки фамилий реальных людей, которые занимают самое разное положение в обществе. В основу сюжета положена настоящая история охоты общества на известного писателя. По словам Диаса Валеева, основная тема этого романа – художник и общество, художник и народ, художник и власть, а сюжет – охота на художника всех — и общества, и власти, и народа.
Диас Валеев говорит обо всем очень открыто, не прибегая к фигурам умолчания. Он использует собственные дневниковые записи, статьи в газетах и журналах, протоколы всякого рода заседаний и обсуждений, которые обнародованы. Лишь в трех-четырех случаях он зашифровал имена некоторых «персонажей» из соображений их безопасности.
В предисловии Диас Валеев приводит слова французского писателя Жана Кокто, которые наиболее полно характеризуют творческий путь литератора: «Художник – это обвиняемый по рождению, обвиняемый по призванию, обвиняемый по профессии». Действительно, по признанию самого Диаса Валеева, он «всю жизнь чувствовал себя обвиняемым – изгоем, диссидентом, эмигрантом, пасынком судьбы, отщепенцем, еретиком, лишенцем, врагом народа».