Вы никогда не замечали, что после долгой разлуки с родным домом, местом, где нам хорошо и уютно, где мы рождаемся и проживаем жизнь, наполненную печалями и радостями, как-то по-особенному светло становится, когда мы вновь распахиваем его двери?

Именно светло и празднично было на душе у всех тех, кто пришел на «новоселье» – открытие Литературно-мемориального музея А.М. Горького 25 июня нынешнего года. В музей вернулись поэты и писатели, музыканты и художники – все те, кто десятилетиями приходит в музей, как к себе домой.

Удивительная аура музея на протяжении более 75-ти лет сумела объединить в своих стенах интересных, творческих и неравнодушных людей.

Творчество, как квинтэссенция формата нашего музея всегда присутствовало среди музейщиков и гостей – друзей музея. Лучшие литераторы края вышли из Литературного объединения им. М. Зарецкого, существующего при музее практически с его основания. Музыкальная жизнь начала активизироваться в 1990-е годы, когда Казанское общество любителей творчества Ф.И. Шаляпина во главе с его бессменным руководителем – президентом Тутаевой А.А. – стало привлекать внимание к имени нашего прославленного земляка Ф.И. Шаляпина, стало организовывать концертные программы в музее. А сами музейщики всегда отличались особым креативным подходом к своей работе, создавая экспозиции, проводя мероприятия и выставки.

Сегодня обновленный музей продолжает традиции многих поколений музейщиков и собирает в своем пространстве представителей творческой среды.

На празднике были известные люди, медийные лица, представители власти, общественных организаций, актеры, писатели, музыканты, музейщики, ветераны музея. Среди них были и директора музея А.М. Горького: Н.Х. Тур, А.А. Тутаева, директор периода 2000-х годов М.А. Таминдарова – ныне руководитель Государственного камерного хора. РТ. Особенно приятно было видеть легендарного музейщика – бывшего сотрудника музея А.М. Горького, Центрального музея ТАССР, а впоследствии директора Музея Казанского университета С.В. Писареву, которая высказала лестное мнение о новой экспозиции.

Приехали поздравить коллег сотрудники горьковских музеев из Нижнего Новгорода, Москвы, энтузиасты, исследователи из Межрегионального шаляпинского центра. Особенно трогательно прозвучали слова в поздравительной телеграмме от внучек А.М. Горького М.М. Пешковой и Д.М. Пешковой, зачитанные ведущим праздничной программы известным казанским актером Ильей Славутским.

А как «зажгли» собравшихся гостей певуньи из фольклорного ансамбля села Красновидово (где также находится один из филиалов Национального музея РТ – Музей А.М.Горького в с. Красновидово)! Под песни и пляски гостям предлагали чай со сдобными и ароматными булочками и баранками, предоставленными спонсорами праздника ОАО «Булочно-кондитерский комбинат».

В каждом зале музея в день открытия что-то происходило и наполняло жизнью новый музей: рисовали учащиеся ДХШ №3 им. Б. Альменова, проводился вернисаж известных казанских художников Ирины Антоновой и Юрия Егорова, на импровизированной сцене пел Государственный камерный хор РТ, открывший программу проникновенным исполнением произведения из шаляпинского репертуара – «Великое словословие» Струмского, звучащего, как символическое благословение музея на новую жизнь.

Безусловно, гостям была презентована экспозиция, представляющая двух символов ХХ века А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина. Беспрецедентный формат экспозиции, где в одном пространстве существуют практически два музея в едином комплексе здания, позволяет говорить о Литературно-мемориальном музее А.М. Горького, как уникальном музейном феномене, где значима не только величина имен, но и сам материал фондового собрания – раритеты, мемории, а также тема, в которой М. Горький и его друг Ф.И. Шаляпин представлены в контексте их взаимоотношений и роли Казани в их судьбе.

Особенностью нынешней экспозиции стало максимальное экспонирование коллекций. Предмет, к которому прикасались руки гениев ХХ века, не просто вызывает интерес у современного посетителя, но и особый трепет от возможности рефлексии каждого, погружения в историю. Поэтому главной задачей при строительстве экспозиции стало стремление сделать экспозицию атрактивной, наполненной смыслами и бесценными экспонатами.

Можно спорить и рассуждать об облике нового музея Горького (мы, к сожалению, были сдержаны в своих творческих задумках объективными ограничениями пространства и современных строительных требований), но очевидно, что музей стал светлее, просторнее и «открытие». Именно «открытость», по мнению автора художественного проекта экспозиции Ильгизара Хасанова должна была стать основным функциональным и концептуальным принципом музея – «музей для всех, и для каждого».

Праздник, который так долго ждали, удался. Друзья вернулись в стены родного дома, чтобы написать новую историю музея А.М.Горького. Четыре года реконструкции завершились. Это был долгий путь домой.