Дорогие друзья!
Мы представляем проект «Слово о Горьком». Это своеобразная хроника жизни Алексея Максимовича Горького в фотографиях, на которых запечатлены мгновения  истории.

Говоря об Алексее Максимовиче Горьком, мы должны помнить, что этот удивительный человек с необыкновенной, драматичной судьбой, был не только ВЕЛИКИМ писателем, но и одним из выдающихся общественных деятелей своего времени, просветителем. Биография Горького была связана и с издательством «Всемирная литература», которое было создано в Петрограде в 1918 г. при Наркомпросе РСФСР по инициативе и при участии  литератора.

Организация «Всемирной литературы»  является одним из самых значительных культурных начинаний первых лет Советского государства. Программа «Всемирной литературы» была грандиозной: издать в переводах на русском языке более 1200 произведений. Горький лично отвечал за критерии отбора книг.

В столице, где тогда уже не было хлеба, света, трамваев, в атмосфере разрушения и катастрофы – эта затея казалась, в лучшем смысле, утопической. Но Горький в нее верил («надо верить») – и своей верой сумел заразить скептических петербуржцев. Идея проекта «Всемирной литературы» объединила весь цвет русской гуманитарной среды: писателей, ученых-филологов, редакторов и переводчиков. Александр Блок, Николай Гумилев, Евгений Замятин, Корней Чуковский, Константин Бальмонт, Александр Бенуа, Валерий Брюсов, Зинаида Гиппиус, Марина Цветаева и многие другие – нет практически ни одного представителя Серебряного века, который не принял бы участия в этом проекте. Заведовал издательством А. Н. Тихонов.

В короткие сроки были переведены новые произведения, старые переводы отредактированы, подготовлено к изданию множество книг. Издательство стало центром духовной жизни интеллигенции, а в голодные годы «военного коммунизма» и Гражданской войны давало авторам порой единственные средства к жизни.

Издательство просуществовало шесть лет, но активная работа велась только первые три года. Условия полиграфического производства тогда не были благоприятны для осуществления поставленных задач, и издательские планы могли быть осуществлены лишь в незначительной мере. Всего было издано около 120 томов. Тем не менее, выпустив не так много книг, «Всемирная литература» заложила традиции научного комментирования и основы издания литературно-художественных произведений, которые нашли потом продолжение в деятельности целого ряда других издательств. С 1924 года «Всемирная литература» влилась в Ленинградское отделение Госиздата.

О суровом времени, в котором работали эти люди, свидетельствует и представленная фотография: на торжестве по случаю трехлетия работы издательства (в Петрограде в 1921 году) на столе присутствуют лишь чайные приборы.

Л.Б. Белова

«А.М. Горький в Самаре»

На представленном фото из горьковского фонда Музея А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина Алексей Максимович запечатлен с сотрудниками «Самарской газеты» в 1895 (1896) г., в т.ч. с корректором Екатериной Павловной Волжиной (сидит в центре за столом) (1876-1965), которая вскоре станет его женой.

В декабре 1894 года писатель, при содействии В.Г. Короленко, получает приглашение стать постоянным сотрудником  редакции. В феврале 1895 года он переезжает в Самару, постепенно становится журналистом-профессионалом. Этому способствовало талантливое окружение, в т. ч. журналист Н.П. Ашешов (1866-1923) (на фото стоит справа). То, что газета «не дает спокойных дней здешней публике. Она колется как ёж…», Горький считал заслугой Николая Петровича. Ашешову удалось привлечь к сотрудничеству таких видных авторов того времени, как, Е. Н. Чириков, Р. Э. Циммерман, А. К. Клафтон, М. Г. Григорьев, Н. П. Маслов и др. В результате провинциальное издание пользовалось немалым авторитетом. Горький вел в «Самарской газете» воскресный беллетристический фельетон, фельетон «Очерки и наброски» (без подписи), а с 14 июля фельетоны на местную тему «Между прочим» за подписью «Иегудиил Хламида». В своих публикациях он не раз писал и о нравах жителей Казани, которые были ему хорошо известны («Казань развлекается», «Увеселения», «Казанские картинки»). В нескольких апрельских номерах газеты  публиковался его рассказ «Старуха Изергиль».

13 мая 1896 года Алексей Максимович уезжает из Самары в Нижний Новгород, получив предложение накануне открытия в городе Всероссийской промышленной и художественной выставки сотрудничать в газете «Нижегородский листок». Ашешов также окажется в этом городе по семейным обстоятельствам. В 1895—1897 годах он был фактическим редактором «Нижегородского листка».  Этому назначению во многом способствовала рекомендация Горького, который написал В. Г. Короленко, что Ашешов «ценный, живой человек» и сумеет сделать «и из „Листка“ хорошую газету».

30 августа 1896 года А.М. Горький обвенчался с Е.П. Волжиной.

Начав свой творческий путь как газетный поденщик, Горький за несколько лет напряженной работы превратится в известного всей России писателя.

 

Л.Б. Белова

Проект «Слово о Горьком» представляет факты из биографии писателя, связанные с Крымом.

А.М.Горький впервые приехал в Крым в 1897 г.

В 1899 г. он посетил  Ялту, где познакомился с А.П.Чеховым, И.А.Буниным, Д.Н.Мамином-Сибиряком и Н.Д.Телегевым. В 1900 г. там же подружился со многими артистами МХТ, написал пьесу «На дне», приступил к созданию романа «Жизнь Клима Самгина». В июне 1916 г. Алексей Максимович снова приезжает в Крым в Форос, где в это время отдыхал Ф.И. Шаляпин. Здесь они работают над автобиографией Ф.И.Шаляпина «Страницы из моей жизни». Замысел рассказать о своей жизни возник у певца еще в 1909 г. А.М.Горький предложил артисту свою помощь.

Ф.И.Шаляпин хотел, чтобы А.М.Горький немного отдохнул и под предлогом работы над воспоминаниями, уговорил его приехать в Форос. А.М. Горький позже писал о Форосе: «Всё — царственно красиво, растительность поражает своею энергией, человек должен был затратить множество воли и ума для того, чтоб разбить среди обломков осыпавшейся горы этот райский сад. Владелец парка так и называет его: “Райский сад”».

……Вот такие воспоминания из биографии писателя навеяла фотография, выполненная доктором Л.Средином в апреле 1900 г., когда писатели А.М.Горький, Д.Н.Мамин-Сибиряк, Н.Д.Телешов, И.А.Бунин встретились на даче А.П.Чехова в Ялте.

Проект «Слово о Горьком»

А знаете ли Вы, дорогие наши читатели, что «База курносых» — первая в СССР книга, написанная детьми?

Это коллективная работа тридцати двух пионеров, мальчиков и девочек, в возрасти от 10 до 15 лет. Ее авторы – ученики базовой школы №6 г. Иркутска под руководством поэта Ивана Ивановича Молчанова-Сибирского описали свою жизнь, рассказали о себе, школе, пионерских лагерях Сибири.

Один из первых экземпляров книги юные авторы вместе с письмом послали в Москву А.М.Горькому. Через четыре месяца после выхода книги в августе 1934 г., ребят премировали поездкой на экскурсию в Москву. А.М.Горький откликнулся в газете «Известия» статьей «Мальчишки и девчонки», пригласил детей и их руководителя И.И.Молчанова-Сибирского и пионервожатую Г.Кожевину на первый съезд писателей. Они побывали на даче у А.М.Горького, встретились там с писателями с С.Маршаком и Л.Кассилем. По возвращению домой «курносые» рассказали обо всем этом в своей второй книжке «В гостях у Горького», которая вышла в свет в Иркутске в 1936 г.

Став взрослыми, разъехавшись в разные концы страны «курносые» продолжали поддерживать зародившуюся в школьные годы дружбу.

«А.М.Горький в Украине»

Весной 1897 года А.М.Горький поселяется в селе Мануйловка Полтавской губернии (писатель  гостил в Мануйловке в доме помещицы А.Орловской в 1897 г., 1900 г.).

В этом живописном месте литератор пишет рассказы, устраивает деревенский театр,  проявляя блестящие способности организатора, пропагандиста, выступает и режиссером, и актером. В постановках участвовали местные крестьяне, учителя и сам Алексей Максимович. Дружба Горького с мануйловцами не прошла бесследно. Его украинские впечатления отразились в рассказах «Ярмарка в Голтве», «Мальва», «Супруги Орловы» и др.

В Мануйловке 27 июля в семье Пешковых родился сын  Максим.

В 1960 году было построено новое отдельное помещение для музея. Здесь представлены мемориальные вещи семьи Пешковых, фотографии, документы, книги украинские и зарубежные издания. Экспозиция рассказывает о жизненном и творческом пути писателя и его пребывании в селе Мануйловка.

На открытии музея в 1960 году почетными гостями были жена писателя Екатерина Павловна Пешкова и советский литературный критик и литературовед Борис Аронович Бялик-  специалист по творчеству Максима Горького.

«Горький, Шаляпин и «Народный дом»

В  коллекции нашего музея имеется фотография, на которой запечатлен «Народный дом» в Нижнем Новгороде. Фото выполнил известный нижегородский фотограф и владелец фотоателье Максим Дмитриев в 1903 году.

В 1901 году А.М.Горький подарил Ф.И. Ф.И.Шаляпину собрание своих сочинений с автографом: «Милый человек Федор Иванович! Нам с тобой нужно быть товарищами, мы люди одной судьбы. Будем же любить друг друга и напоминать друг другу о прошлом нашем, о тех людях, что остались внизу и сзади нас, как мы с тобой ушли вперед и в гору. И будем работать для родного русского искусства, для славности нашего народа. Мы его ростки, от него вышли и ему все наше. Вперед, дружище! Вперед, товарищ, рука об руку!»

В это время А.М.Горький совместно с Обществом развития начального образования в Нижегородской губернии инициировал строительство «Народного дома» на средства графини С.В.Паниной и Ф.И.Шаляпина.

Первоначально артист намеревался стоить в Нижнем Новгороде фабрику, но писатель уговорил друг строить именно «храм искусств» для народа. Место выбрано очень удачно, в самом центре города (ул.Белинского, 59, бывшая Острожская площадь). Для поглощения идеи строительства «очага культуры» (библиотека, клуб, самодеятельный театр) был приглашен хороший знакомый А.М.Горького и Ф.И.Шаляпина архитектор П.П.Малиновский.

Трехэтажное сооружение, выполненное в кирпиче, выглядело монументальным и достаточно парадным и эклектичным в стилистическом отношении. Симметричная композиция здания с четыре пилястровым накладным портиком-фронтоном и треугольными сандриками над окнами второго этажа характерно для классицизма. Угловые башни, в которых располагались водопроводные баки, с узкими окнами, лучковые перемычки, криволинейные сандрики и внутренняя отделка – типичные черты модерна.

Следует заметить, что симметричный объем «Народного дома» на возвышенной части огромной площади, был уместен, так как создавал визуальную ось центральной площади. Вместе с позже построенными кирпичными зданиями винного склада с одной стороны и школой – с другой, Народный дом стал основой градостроительного ансамбля площади. С 1935 года в этом перестроенном здании находится Театр оперы и балета.

Народный дом был торжественно открыт 5 ноября 1903 года. Зал был переполнен. Сцена была украшена зеленью, соснами и елями. Ф.И.Шаляпина встретили овацией и огромным лавровым венком. Член правления Общества начального образования Н.Н.Иорданский сообщал: «Желая запечатлеть в памяти нижегородцев вашу отзывчивость к делу просвещения той среды, из которой вы вышли, мы решили открыть школу в честь вашего имени в Нижегородской губернии». В зале гремели аплодисменты, артист много пел на бис. После многочисленных поклонов Ф.И.Шаляпин поднял на руки архитектора и унес со сцены. А.М.Горький писал: «Концерт был таков, что, наверное, у сотни людей воспоминание о нем будет одним из лучших воспоминаний в жизни. Я не преувеличиваю. Пел Федор – как молодой бог, встречали его так, что даже он, привыкший к триумфам, был взволнован…»

Вавиличева И.М.

Фото: Н.А.Пешкова с Марфой и Дарьей на теплоходе «Жан Жорес». 1933

«Жан Жорес» — теплоход, с которым связано много легенд. В конце июня 1933 года на Северной судостроительной верфи в Ленинграде со стапеля был спущен на воду головной грузовой двухпалубный теплоход «Жан Жорес».  Теплоход был назван именем видного политического деятеля Франции, основателя газеты «Юманите» Жана Жореса.

Могучий корпус теплохода ( длиной 114,4 м, шириной 14,8 м и высотой борта 9,0 м) вызывал всеобщее восхищение своим изяществом.
Весной 1933 года впервые «Жан Жорес» вышел в дальнее плавание.

В порту Генуи моряки приветствовали на борту Алексея Максимовича Горького, который возвращался на родину со своими близкими.

В фондах музея среди переданных  Е.П.Пешковой материалов, есть и любительские шуточные фотографии Максима Алексеевича, на которых запечатлены Надежда Алексеевна с дочерями Марфой и Дарьей в морских фуражках.

Фото. А.М.Горький и М.А.Пешков у Мавзолея В.И.Ленина. Москва. 1928

В мае 1928 года А.М.Горький приезжает на Родину из эмиграции. Сцены приезда Горького в Москву, толпы на площади Белорусского вокзала, митинг, общее ликование – все это осталось в памяти страны как великолепный праздник.

«… Взволнованный энтузиазмом встречи, -писал Алексей Максимович в газете, — я и сейчас не могу уложить в слова мои чувства, не знаю, был ли когда-либо и где-либо писатель встречен читателями так дружески и так радостно. Эта радость ошеломила меня. Я не самонадеян и не думаю, что моя работа заслужила такую высокую оценку…»

И действительно, с первых же дней Горький включился в повседневную работу, бывал не только на различных собраниях, на предприятиях, в учебных заведениях – он много ходил по московским улицам, заговаривал с людьми, которых встречал во время этих прогулок.

В один из первых дней приезда Горький был в Мавзолее Ленина. Полчаса он стоял безмолвно у гроба своего друга, отношения с которым были не простыми.

Путешествие Горького в 1928 году по стране оставило в нем огромное впечатление.

«Я поклонник человека волевого, целеустремленного, — говорил Горький – люди, о которых я раньше не мог мечтать, теперь живут, работают, творят великое дело …».

«Максим Горький и Томаг Гарииг Масарик»

Максим Горький и Томаш Гарриг Масарик неплохо знали друг друга: они переписывались, а в 1912 году Масарик побывал в гостях у писателя в Италии на Капри. Они встречались и в революционном Петрограде в мае 1917 г.

Томаш Гарриг Масарик (1850—1937) — чешский социолог и философ, один из лидеров движения за независимость Чехословакии, а после создания государства — первый президент Чехословацкой Республики (1918—1935).

В 1887-1888 гг. будущий президент дважды посетил Россию, побывал в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве, Одессе, Ясной Поляне, где встретился с Л.Н.Толстым. Вновь приезжал в нашу страну в 1917 г. Поддерживал связь с огромным количеством друзей и знакомых из России, в том числе и с Горьким.

В своей работе, написанной в 1913 г. «Россия и Европа. Эссе о духовных течениях в России» Массарик предпринял попытку развенчать миф о спасительной миссии России в отношении славянских народов. Он считал царизм главным злом, делающим невозможным помощь славянам со стороны Российской империи, а также мешающим развитию самой России. Масарик поддержал первую русскую революцию как шаг к избавлению от абсолютизма, движение в сторону демократии, это идейно сближало его с Горьким.

Масарик считал коммунистическую власть временной, неспособной укрепиться в стране, и поэтому организовал программу помощи русским эмигрантам, названную «Русской акцией», целью которой была подготовка молодого поколения специалистов во всех областях знаний, которые займут достойное место в будущей демократической России. В 1922 году в меморандуме под названием «Помощь России со стороны Европы и Америки», который Масарик направил правительствам многих европейских стран, он дал идейное обоснование «Русской акции».

«День памяти А.М.Горького»

…Ровно 84 года назад умер великий писатель и великий Человек, гуманист, просветитель Максим Горький. 20 июня 1936 года в Москве состоялось прощание с ним.

В горьковском фонде Музея А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина имеются снимки похорон А.М.Горького на Красной площади в Москве.

Урну с прахом А.М.Горького несут И.В.Сталин, В.М.Молотов, Г.К.Орджоникидзе, Л.М.Каганович (Фото Н.М. Петрова).

В Почетном карауле у гроба А.М. Горького стоят Н.С. Хрущёв и Н.И. Бухарин.

… По словам писателя А.Н. Толстого, такие люди, как Горький имеют только одну дату – дату рождения. Несмотря на достаточную изученность художественного наследия Горького, ученые не решились составить научную биографию писателя. Причина тому, в частности, слишком противоречивые оценки последних лет жизни и творчества Горького, и  — особенно – обстоятельств его смерти. Хотя он умер, как говорят на Руси, «в своей постели», что считается у нас признаком благополучного завершения жизни, кончина его породила множество неустойчивых концепций и необоснованных версий, слухов и легенд о насильственной смерти, которые до сих пор муссируются. В 1936 году никто не сомневался, что смерть писателя была естественной. Это подтверждалось медицинской документацией (за подписями авторитетных лечащих врачей), которая тогда же публиковалась в центральной прессе. Ныне горьковеды разделились на два противостоящих лагеря – сторонников и противников версии насильственной смерти.

В казанском Музее А.М. Горького в 1940-1960-е годы некоторые научные конференции были приурочены к очередной годовщине смерти писателя. Так, в 1961 году, присутствующая на конференции 28 сентября вдова писателя Е.П. Пешкова говорила о последних днях жизни Алексея Максимовича, опираясь на свои записи, сделанные в ночь с 8 на 9 июня 1936 г. и окончательно отредактированные ею в июне 1961. В коллекции Музея А.М. Горького и Ф.И.Шаляпина хранятся посмертная маска писателя и слепок с его руки  (скульптора С.Д. Меркурова).

Белова Л.Б.

Фото: Алексей Максимович Горький.  Сорренто.1928. ( фотография выполнена Максимом Пешковым)

Творческое наследие Горького – явление уникальное и по объему, и по значению в истории мировой культуры. Сегодня по- разному оценивают его личность и творчество. Писатель всю жизнь пытался решить общественно-политические, исторические, философские, эстетические проблемы, которые волнуют и людей XXI в. Часто находясь в центре событий мирового значения, он запечатлел в своем творчестве эпоху социальных катаклизмов, глобальной переоценки ценностей, зарождение нового типа сознания.

Горький, по его собственному признанию, «ходил по всем этажам социальной лестницы» — от простых рабочих до великих князей и советских вождей.

Горький жил по зову «трагически прекрасной эпохи». Он был истинным сыном России, переживший в XX в. множество революций и воин. Писатель вошел в XXI в. как живой и злободневный классик. Писатель сложный и неоднозначный, мыслитель во многом противоречивый, художник самобытный и яркий, он только в XXI в. стал по новому прочитываться и осознаваться провозвестником грядущей России.

А.М. Горький с родными, близкими и сотрудниками торгпредства СССР в Италии. Сорренто. Нач. 1930-х

На представленном фото из горьковской коллекции Музея А.М.Горького и Ф.И.Шаляпина, полученном из московского Музея А.М.Горького, писатель запечатлен в окружении людей, с которыми жил и общался в Сорренто. На переднем плане – сын Максим с семьёй (женой Надеждой Алексеевной и дочерьми Марфой и Дарьей). Он отличался живым, острым умом, любознательностью, смелостью. Макс неотступно находился при отце, был ему близким и верным другом, деятельным  помощником, свободно владевшим несколькими иностранными языками. Рядом с Горьким – его жена Екатерина Павловна Пешкова, часто навещавшая родных. Здесь же (крайняя слева) – Олимпиада Дмитриевна Черткова. Её заботой и теплом была согрета вся семья. Все любили её, ласково звали Лапочкой.

В компании и  сотрудники торгпредства СССР в Италии, которых знал Горький. В торгпредстве занимались  проведением анализа экономической ситуации в Италии, содействием в заключении  торговых сделок, контролем за изменениями в международном праве, решением торговых конфликтов и составлением  базы перспективных поставщиков. Живя за рубежом, Горький с интересом встречался и  общался с соотечественниками.

В семье всегда любили животных. Есть немало снимков, где присутствуют кошка или собака, всегда находившие приют и пищу под крышей горьковского дома, где бы тот ни находился: в Москве, в Крыму, или Италии (как на представленной фотографии).

Надежда Алексеевна Пешкова, пятнадцать лет прожившая в семье А.М.Горького, передала казанскому Музею А.М. Горького (ныне Музей А.М. Горького и Ф.И.Шаляпина) так называемый «Архив Пешковых». Алексей Максимович, особенно в зрелом возрасте, снимался  часто. В коллекции немало любительских снимков, сделанных Максимом Алексеевичем Пешковым.

Белова Л.Б.

Десницкий В.А. 1910-е

В горьковской коллекции Музея А.М.Горького и Ф.И. Шаляпина имеются снимки людей, которые  близко знали Горького. Среди них — его друг Десни́цкий Васи́лий Алексе́евич (1878-1958) (партийные псевдонимы Александр Иванович, Борода, Лопата, Сосновский, Строев; литературные псевдонимы В. Головинский, В. Строев), российский революционер, социал-демократ, советский литературовед и педагог. После сельской школы он пошёл путём, предопределённым в то время для детей священнослужителей — учился «на казённый счет» в духовном училище, окончил в 1899 году духовную семинарию в Нижнем Новгороде, а  затем историко-филологический и юридический факультеты Дерптского университета. С 1897 года Десницкий вел социал-демократическую пропаганду среди рабочих Сормова и Н.Новгорода. Партийная карьера Десницкого развивалась стремительно. С 1902 года он уже являлся членом Нижегородского комитета РСДРП. В годы перед первой русской революцией Десницкий был активным большевиком (это был пик его партийной деятельности), участвовал в работе III, IV и V съездов РСДРП. На III съезде он познакомился с Лениным, с большим интересом расспрашивал его об А. М. Горьком, просил беречь его. В 1909 г. Десницкий, А. А. Богданов, А. В. Луначарский организовали для молодых членов партии Каприйскую партийную школу, в деятельности которой активное участие принимал и живший на итальянском острове Капри М. Горький. В школе Десницкий прочел курс лекций на тему «Церковь и государство в России». Однако он, бывший семинарист, не разделял богостроительских увлечений М.Горького. На всю жизнь он остался убежденным атеистом. Время показало всю беспочвенность иллюзий богостроителей. В 1917 году Десницкий принимал участие в февральской революции  и сначала был солидарен с большевиками, но после приезда В. И. Ленина отказался вступить в РСДРП (б).

Когда в Петроград вернулся М. Горький, то оказалось, что позиции старых друзей по-прежнему очень близки. Десницкий принял активное участие в создании газеты «Новая жизнь» (входил в редколлегию, с 6 декабря являлся ответственным редактором). Газета превратилась в главного оппонента большевиков, критиковавшего крепнущую коммунистическую диктатуру с социалистических позиций. Особенно досаждали большевикам очерки очень популярного тогда Горького — «Несвоевременные мысли». 29 июля 1918 г. «Новая жизнь», которая и до этого несколько раз закрывалась, была окончательно запрещена. Для Василия Алексеевича Десницкого, как политического деятеля и журналиста, время существования «Новой жизни» было звездным часом. С 1918 года по 1946 (с перерывами) Десницкий был профессором Петроградского-Ленинградского университета. До самой смерти Горького их отношения сохраняли дружескую теплоту.

Представленный снимок относится к периоду близкого общения Василия Алексеевича с писателем.

Л.Б. Белова

Фото. А.М.Горький в саду дома Н.Ф.Киршбаума с семьей. Нижний Новгород. 1902.

В сентябре 1902 года «европейски знаменитый писатель» А.М.Горький возвращается в Нижний Новгород из арзамасской ссылки. Писатель снимает квартиру на Мартыновской улице в доме Н.Ф.Киршбаума. Квартира писателя сразу же становится «клубом, штабом, центром культурной, общественной жизни города». Частыми гостями были нижегородские знакомые, приезжали гости из Петербурга, Москвы, литераторы Л.Андреев, Скиталец, издатели К.П.Пятницкий, В.Поссе, приезжал на открытие Народного дома Ф.И Шаляпин. К 1902 году А.М.Горьким написано более пятидесяти произведений, которые печатались на 16 языках. Популярность писателя была велика.

В этом доме А.М.Горьким написана поэма «Человек». Герой этой поэмы Человек с большой буквы. Человек –носитель разума, великой правды. Девиз Человека: «Все вперед! И выше!»

«ЖИЗНЬ МАТВЕЯ КОЖЕМЯКИНА»

В фондах Музея А.М.Горького и Ф.И.Шаляпина представлено несколько экземпляров  различных изданий повести Максима Горького  «Жизнь Матвея Кожемякина». Наибольшую ценность представляет книга из библиотеки Федора Ивановича Шаляпина. Это один из первых экземпляров повести, который был издан в 1911 году издательством И.П.Ладыжникова в Берлине под заглавием: «Матвей Кожемякин. Повесть». Вторая часть имела подзаголовок «Постоялка».

О произведении «Жизнь Матвея Кожемякина» Г.В.Плеханов писал Горькому 21 декабря 1911 г.: «Вы хотите знать моё мнение об этом Вашем труде? Вот оно. Пушкин, прочитавши принесённую ему Гоголем рукопись «Мёртвых душ» в первом наброске, воскликнул: «Боже, как, однако грустна Россия!».

То же должен будет сказать про себя каждый серьёзный читатель, вдумавшись в «Кожемякина»… Но это впечатление грусти, разумеется, не вина автора, а его большая заслуга: ведь как нельзя более грустен тот предмет, за изображение которого он взялся. В его книге мы имеем дело всё с той же мрачной средой, всё с тем же «тёмным царством», которое изображал ещё Островский. Добролюбов думал, что уже конец пришёл этому тёмному царству, а оно просуществовало 50 лет после его смерти, да и теперь продолжает существовать, вися, как тяжёлая гиря, на ногах русского народа.

Но история не оставляет в покое этого царства, она подсылает в него микробы мысли, которые вызывают в нем брожение и разложение. В «Кожемякине» именно и изображён процесс такого брожения, и изображён мастерскою рукою. Кто захочет ознакомиться с этим процессом, тот должен будет прочитать «Кожемякина», как должен прочитать некоторые сочинения Бальзака тот, кто хочет ознакомиться с психологией французского общества времён реставрации и Луи-Филиппа. Раз это так, — а я уверен, что это так, — то автор может гордиться своим делом» (Г.В.Плеханов, Искусство и литература, М. 1948, стр.756—757). Повесть включалась во все собрания сочинений. Впервые повесть «Жизнь Матвея Кожемякина» была  напечатана в Сборнике товарищества «Знание» в Санкт-Петербурге (часть первая — в книгах 13 и 31 в 1910 году, часть вторая — в 35, часть третья — в 36, и часть четвёртая —  в 37 в 1911 году).

Первая часть повести была напечатана в «Сборнике товарищества «Знание» с заголовком: «Городок Окуров. Хроника» и сопровождалась примечанием редакции: «Продолжение. Начало напечатано в XXVIII—XXIX сборниках «Знание». На шмуцтитулах в верхнем правом углу — мелким шрифтом: «Городок Окуров», посредине страницы крупным шрифтом: «Матвей Кожемякин». Начиная со второй части (имеющей подзаголовок «Постоялка»), повесть выходит без заголовка «Городок Окуров». Третья и четвёртая части напечатаны лишь с цифровым обозначением частей. Подготавливая повесть для собрания сочинений в издании «Книга», Горький озаглавил её «Жизнь Матвея Кожемякина» и снял подзаголовок, сохранив деление на четыре части.

«Жизнь Матвея Кожемякина» была задумана как вторая часть «Городка Окурова» (см. примечание к «Городку Окурову»), но в процессе работы выросла в самостоятельную повесть. Над повестью Горький работал с конца 1909 г. до ноября 1911 г. Весной 1910 г. он закончил первую часть, осенью 1910 г. была закончена вторая. Писатель приступил к работе над третьей частью. 21 ноября 1910 г. он писал М.М. Коцюбинскому: «Кожемякина» осторожненько пишу. Тема — строгая и становится всё строже, требует всё более обдуманного и осторожного отношения. Как по канату ходишь» (Архив А.М.Горького). И позднее, 6 мая 1911 г., в письме к нему же: «За третью часть Кожемякина — опасаюсь, языка не нахожу для неё, пока» (Архив А.М.Горького).

В июле 1911 г. Горький послал третью часть повести И.П.Ладыжникову, уведомив его при этом, что вскоре пришлёт и четвёртую. 30 октября 1911 г. Горький сообщил А.Е.Грузинскому об окончании работы над повестью. В некоторых письмах Горький говорил о социальной значимости этого произведения. В переписке Горький неоднократно обращал внимание своих корреспондентов на образы Маркуши и «дяди Марка». 6 мая 1911 г. он писал М.М.Коцюбинскому: «Рад, что вы заметили Маркушу, это для меня почти символическое лицо. В третьей части тоже будет Маркуша, но уже на религиозной почве стоящий» (Архив А.М.Горького).

В другом письме (весна 1913 г.) Горький называл философию Маркуши жульнической философией (Архив А.М.Горького). Писатель возражал против сближения образа «дяди Марка» с личностью революционера-народника Г.А.Лопатина, сделанного В.С.Миролюбовым, и писал ему осенью 1911 г.: «В предыдущем вашем письме вы, без всяких оговорок, заявили о тождестве Марка Васильева с Г.А.Лопатиным, чем повергли меня в грусть. Я — портретов с живых людей не пишу и, само собою разумеется, Марк с Лопатиным не имеет — не может иметь — что-либо общего, ибо я Лопатина с внутренней стороны не знаю. Уверен, однако, что мысли Марка ему чужды» (Архив А.М.Горького).

Горький унаследовал от классиков – Н.С.Лескова, Н.Г.Помяловского- высокое представление о миссии писателя – становиться «боевой трубой» своего народа. В повести «Жизнь Матвея Кожемякина» писатель показал пассивность, как историческое увечье народа, с которым необходимо бороться. Неравнодушие воспринималось писателем, как национально нужное дело, как выполнение своего гражданского долга. Судьбы людей, воспроизводимые писателем в «Жизни Матвея Кожемякина» заставляли читателя думать о судьбе России. Перед взором писателя проходили десятки воскрешённых памятью людей разных сословий, профессий и миропониманий, и каждый из них просил: «…меня запиши! Toжe хороший человек был и тоже зря прожил всю жизнь. Уговариваю: отступитесь, братцы, я вам не историк! A они: да кому же, окромя, иcтopикoм-тo нашим быть?». B повести Горького читатели узнавали и беспокойных русских людей, пытавшихся найти смысл в «сумятице» жизни, и злых проповедников фатализма, верящих в незыблемость устоев темного царства. Характер каждого из «записанных» Горьким людей, обладал резко обозначенными индивидуальными особенностями, но вместе c тем, каждый нес на себе отпечаток тесного круга «идей, традиций, предрассудков» своей социальной среды.

Вавиличева И.М.

Фото. Сцена из спектакля «Мещане» М.Горького. Москва. 1902

В 1902 году у театра Станиславского и Немировича-Данченко появилось собственное здание в Камергерском переулке. Свой сезон МХТ открыл спектаклем «Мещане». На занавесе уже был вышит силуэт летящей чайки – чеховский символ, ставшей эмблемой театра.

«Мещане» были первой пьесой Горького. Впервые пьеса  была напечатана отдельной книгой издательством «Знание» в 1902 году под заголовком «Мещане. Сцены в доме Бессемёнова. Драматический эскиз в 4 актах». Текст пьесы дважды проходил театральную цензуру и каждый раз количество изъятых фраз увеличивалось. Цензоры вычеркивали из произведения наиболее социально-заостренные фразы и слова.

Первый спектакль состоялся «26 марта 1902 года в Петербурге, куда на весенние гастроли выехал театр.

«На генеральную репетицию, — вспоминал К.С.Станиславский,- съехался весь Петербург, начиная с великих князей и министров … В самый театр и вокруг его был назначен усиленный наряд полиции, на площади перед театром разъезжали конные жандармы, можно было подумать, что готовились не к генеральной репетиции, а к генеральному сражению».

С осени 1902 года «Мещане» шли на сцене Художественного театра в Москве.

Ф.Ф.Мирзина

«Иван Павлович Ладыжников — друг Горького»

Иван Павлович Ладыжников (1874-1945)  познакомился с А.И.Горьким в  1901 году в Нижнем Новгороде. По предложению  Горького в 1902 году Ладыжников открыл магазин  «Книжный музей». В 1903 году был арестован как член нижегородского комитета РСДРП, освобожден под залог, после чего поселился в квартире К. П.Пятницкого в Петербурге, где неоднократно останавливался Горький. С этого времени и до конца жизни писателя и издателя связывали дружеские отношения, о чем свидетельствует их переписка. Сохранилось много  фотографий, запечатлевших встречи Горького и Ладыжникова на Капри, в Мустамяках, в Петрограде, Тессели, Горках. С 1905 г. Ладыжников возглавлял в Женеве партийное издательство «Демос», переведенное затем в Берлин, где оно называлось «издательство И.П.Ладыжникова» и часть его доходов,

главным образом от издания произведений Горького, поступали в кассу партии. Позже Иван Павлович работал в издательстве «Парус», в журнале «Летопись», в издательстве «Всемирная литература», а с 1921 г. — в Берлине в издательстве «Книга».

В начале 1930-х годов Ладыжников помогал в Москве размещать и систематизировать личную библиотеку Горького. После смерти писателя был научным консультантом Архива Горького при ИМЛИ АН СССР.

Еще в  1923 году, когда в Берлине вышел  первый том Собрания сочинений Горького,  Ладыжников получил его от автора с надписью: «Мой дорогой, старый друг, Иван Павлович,- десятками людей – очень крупных – были у меня отношения дружбы, но никто из них не вызывал у меня такого крепкого и нежного чувства любви, уважения и удивления душевной чистотой своей, как это вызывали Вы. Я говорю уже о благодарности за все то, что Вами сделано для меня за время долголетней дружбы нашей. Крепко обнимаю М.Горький».

Желябужская Екатерина Андреевна (1894-1966) – дочь М.Ф.Андреевой. Автор воспоминаний о Горьком, передала музею А.М.Горького в Москве много ценных материалов. С 1907 – 1912 годы ежегодно проводила летние каникулы на Капри, а с 1914 года жила в одной квартире с Горьким на Кронверкском проспекте в Петрограде.

 «Скиталец. Стихотворения»

В книжном фонде шаляпинской коллекции музея  имеется серия книг, с авторами которых был знаком и дружил великий певец. К числу таких писателей принадлежит Скиталец. В 1902 году у М.Горького Скиталец познакомился с Ф.И.Шаляпиным, а в 1924 году рассказал о встречах с Ф.И.Шаляпиным в Крыму, Нижнем Новгороде, Казани и Москве. Скиталец передал в своих «Воспоминаниях» впечатления мощности певца, об уникальном тембре его голоса, о художественном даровании и его необычайной эмоциональности.

Настоящее имя писателя — Степан Гаврилович Петров (1869-1941). Псевдоним «Скиталец» писатель взял себе потому, что он много странствовал по России. Горький одобрил это имя: «Псевдоним – ни в коем случае изменять нельзя, об этом усиленно прошу». Стихотворения Скитальца, наполненные настроениями тоски и не проходимой печали, привлекали своей демократической направленностью. Поэт осуждал мир «сытых» и «толстопузых», также как М.Горький сострадал бедным труженикам. В поэзии писателя романтические элементы тесно связаны с устным народным творчеством. В «Волжских легендах» Скиталец создает образ Степана Разина, гордого пеликана, не сломленного страданиями и готового к борьбе за счастье народа.  «Волжские легенды» воспринимались как призыв к свободе, к народной мести и революции.

С 1897 года Скиталец становится сотрудником «Самарской газеты», где печатаются его очерки, сказки и стихотворные фельетоны. С этого времени ему поручено вести постоянный фельетон, который до этого вел М.Горький, выступавший под псевдонимом «Иегудиил Хламида». Знакомство с М.Горьким  стало решающим для дальнейшего творчества провинциального  писателя. М.Горький стал литературным наставником Скитальца. «Я живу на полном иждивении Горького, — писал Скиталец брату Аркадию в 1900 году.- Под его влиянием я быстро развиваюсь и развертываюсь. Горький возится со мной, как с ребенком, нянчит меня, учит меня, заставляет до бесконечности переделывать мои работы. Сам поправляет их и дает темы… Руководит моим чтением, я весь ушел в работу».

В 1905 году Горький осуществляет мечту «демократизации книги». Он создает серию «Дешевая библиотека», сборники «Знание» имели невероятный успех и выходили огромными для того (да и для нашего) времени тиражами. В беллетристический цикл «Библиотеки» было включено 156 произведений 13 писателей, в том числе самого Горького, Бунина, Куприна, Серафимовича, Скитальца и других. Цена от 2 до 12 копеек.

Однако в серии «Дешевая библиотека» впервые обнаружилась идеологическая подоплека издательской политики Горького. В «Библиотеке» организуется отдел марксистской литературы и создается специальная редакционная комиссия для отбора книг для народа. Ее состав говорит сам за себя: В. И. Ленин, В. В. Воровский, Л. Б. Красин, А. В. Луначарский… Не просто марксисты, но именно большевики.

В марте 1906 года после фактического поражения первой русской революции Горький был вынужден покинуть Россию, чтобы на семь лет стать политическим эмигрантом. Цикл политических брошюр был «заморожен». В России наступила реакция. В отсутствие А.М.Горького это привело к закату «Знания». Разочарование в революционных, да и просто освободительных идеях серьезно отразилось на книжном рынке. Начался расцвет так называемой потребительской литературы.

И.М.Вавиличева

Горький в Балахне, ТАСС, 1928 г.

Фотофонд нашего музея богат редкими кадрами путешествий А.М.Горького по стране. В 1954 году были переданы снимки из московского Музея – квартиры А.М.Горького, запечатлевшие писателя в его первый приезд в СССР после длительной эмиграции.

В августе 1928 года А.М.Горький посетил Казань, проплывая по Волге на пароходе «Урицкий», а после визита в город Горький (нынешний Нижний Новгород) остановился в Балахне, на родине своего деда — Василия Васильевича Каширина.

Пароход пошёл вверх по Волге и пристал к дебаркадеру «Бумстрой». Тут писателя встречали трудящиеся. Именно этот памятный момент запечатлел с причала неизвестный фотокорреспондент информационного агентства ТАСС.

М.Горький познакомился с начальником «Бумстроя», ходил смотреть бревнотаску, которая крючьями тащила из воды древесину под пилу.

Почётные гости побывали на бумажном комбинате и НиГРЭС. О своих впечатлениях Горький написал в очерках «По Союзу Советов»: «Бумажная фабрика Балахны — одно из прекраснейших созданий человеческого разума. Я вышел с этой фабрики в настроении человека, заглянувшего в светлое будущее, которое готовит для себя рабочий класс», — сказал А. М. Горький, посетивший комбинат и увидевший, как «удивительно просто и мудро» механизировано здесь все производство бумаги. Встретившись с работниками районной электростанции, писатель не мог сдержать слёз: «Вы творцы новой жизни… Я горжусь вами!», волнуясь, произнёс Алексей Максимович.

М.Р.Загидуллин

Нью-Йорк. Начало XXв.

Фотографический фонд Музея А.М.Горького и Ф.И.Шаляпина активно пополнялся при участии лучших фотографов XX века. Таким образом в июне 1960 г. от фотографа Иванова из московского музея А.М.Горького передана коллекция фотографий, связанных с жизнью М.Горького и местами, которые он посетил.

Среди этой коллекции — снимок небоскрёбов Нью-Йорка, сделанный в начале XX века. В это же время Алексей Максимович посещал с М.Ф.Андреевой Америку и оставил такое описание в рассказе «Город жёлтого дьявола»:

«Это — город, это — Нью-Йорк. На берегу стоят двадцатиэтажные дома, безмолвные и темные «скребницы неба».

Квадратные, лишенные желания быть красивыми, тупые, тяжелые здания поднимаются вверх угрюмо и скучно. В каждом доме чувствуется надменная кичливость своею высотой, своим уродством. В окнах нет цветов и не видно детей.

Издали город кажется огромной челюстью, с неровными, черными зубами. Он дышит в небо тучами дыма и сопит, как обжора, страдающий ожирением.

Войдя в него, чувствуешь, что ты попал и желудок из камня и железа,- в желудок, который проглотил несколько миллионов людей и растирает, переваривает их».

автор: М.Р.Загидуллин

Фото. А.М.Горький  среди работников «Азнефти». Баку, 1928 г.

В 1976 году от фотографа Иванова из московского Музея-квартиры А.М.Горького был передан снимок 1928 г., изображающий писателя в компании помощника П.П.Крючкова (1889-1939), работников «Азнефти», советских нефтяников М.В.Баринова (1888-1937) и Я.В.Лаврентьева (1890-1977).

В молодости М.Горький посетил Баку в 1892 г. – в поисках работы, а в 1897 г. – наблюдал за нефтяными промыслами, планировал писать статьи для газеты.

Позднее Горький приедет в Баку 20 июля 1928 г. с важной  миссией-знакомства с советскими людьми, их жизнью, ради которой для него после приезда из Сорренто было организовано путешествие по «Союзу Советов».

Рано утром, прямо с вокзала, он поехал на промыслы «Азнефти», где его поразили тишина и безлюдье. Вечером М.Горький осматривал город. На следующий день, 21 июля, писатель выступал с речью на пленуме Бакинского совета. А 22 июля он выехал в Тбилиси, успев побеседовать с рабкорами.

В очерке из цикла «По Союзу Советов» А.М.Горький скажет: «Уехал я из Баку под впечатлением пожара на промысле, под впечатлением спокойной и успешной борьбы рабочих против стихийной силы, уехал с отрадным сознанием, что я видел настоящий город рабочих, где они – хозяева, как это и должно быть во всех городах, на всей земле Союза Советов, во всём мире».

М.Р.Загидуллин

Нович И.С. М. Горький в эпоху первой русской революции. Изд. второе, допол. Гослитиздат, М. 1960.463 с., 9 л. ил., портр.

В книжном фонде Музея А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина хранится книга известного советского литературоведа и критика И. С. Новича (наст. фам. Файнштейн (1906-1984), освещающая деятельность и творчество Горького в период первой русской революции. Писатель был участником революции, ее вдохновенным художником и пламенным публицистом.

В ходе революции 1905 г. Горький активно помогал большевистской партии в издании ее литературы, оказывал финансовую поддержку. Очень значительна была его помощь и в создании первой легальной большевистской газеты «Новая жизнь», в редакции которой осенью 1905 года он встретился с В.И. Лениным. Находясь в Петербурге, он был свидетелем зверского расстрела рабочих 9 января. Для предотвращения этого кровавого злодейства самодержавия Горький сделал все, что было в его силах. Текст воззвания, попавший в руки полиции, явился одним из поводов для ареста писателя и заключения его в отдельную камеру Трубецкого бастиона Петропавловской крепости. Но под давлением русского и мирового общественного мнения царское правительство вынуждено было 14 февраля 1905 года освободить Горького под большой денежный залог.

Теме «Кровавого воскресенья» писатель посвятил ряд своих художественных произведений, созданных как в грозные годы первой русской революции, так и в последующий период творчества. Так, в 1906 году он написал для историко-революционного календаря очерк «9-е января», а спустя более чем двадцать лет показал эти события в эпопее «Жизнь Клима Самгина».

Представленная книга И.С. Новича отличается острой публицистичностью, как и другие работы ученого.

Л.Б.Белова

Фото с личным автографом Н.Якушенко в роли старика в пьесе А.М.Горького «Старик» от 20.10.1961 г.

В 1960-х гг.  в Казанский музей А.М.Горького поступили личные вещи и документы от народного артиста СССР Н.И.Якушенко, игравшего Бессеменова в пьесе А.М.Горького «Мещане», Луку — в пьесе «На дне», Старика в одноименной постановке по пьесе А.М.Горького.

Среди переданных в фонды музея предметов есть фотография с личным автографом Николая Ивановича от 20.10.1961 г.: «Музейным горьковедам на память о наших встречах. Нар.артист Союза ССР. Н.Якушенко».

На этой фотографии — актёр в образе Старика, лучшим исполнителем роли которого он являлся. Помимо изображений Н.И.Якушенко в экспозиции Музея А.М.Горького и Ф.И.Шаляпина находятся его костюм из спектакля «Старик» и самодельная кукла, подаренная артисту поклонниками и изображающая его в роли.

Пьеса «Старик»  была написана в 1915 г. и вот какое описание образу главного героя даёт  сам А.М.Горький:

«Старик — лет 60-65. Одет в полумонашеское платье, — и длинный подрясник. Лицо злое, взгляд исподлобья. Движения гибкие, змеиные. Притворяется сутулым, но вдруг — выпрямится и страшен в ненависти к людям. Считает себя пострадавшим невинно и любит заставить людей страдать, любит мучить их. В этом — всё наслаждение его жизни. Мастер, художник страдания. В минуты возбуждения отвратителен и страшен, как всякий садист.»

М.Р.Загидуллин