Дорогие друзья!

Мы предлагаем Вашему вниманию Путеводитель по разделам экспозиции Музея А.М.Горького и Ф.И.Шаляпина: «Писатель-эпоха-герой. Жизненный и творческий путь А.М.Горького», «Ф.И.Шаляпин и Казань». Вы можете получить краткую информацию о структуре, содержании и основных темах экспозиции.

Экспозиция «Ф.И. Шаляпин и Казань»

Шаляпин Федор Иванович (1[13] февраля 1873, Казань — 12 апреля 1938, Париж) — великий русский певец – родился в Казани и 17 лет прожил в нашем городе. Он был другом А.М. Горького, поэтому этот раздел экспозиции является неотъемлемой частью нашего музея.

Ф.И. Шаляпин – знаменитый артист с яркими вокальными данными и актерским мастерством, оказавший большое влияние на мировое оперное искусство, обладавший разносторонним дарованием. Тяготение Шаляпина к созданию масштабных сценических образов, к большой правде общечеловеческих переживаний средствами синтетического оперного искусства стали ярким явлением культуры первой трети ХХ столетия.

Материалы раздела экспозиция «Ф.И. Шаляпин и Казань» раскрывают роль казанского периода жизни Ф.И. Шаляпина (1873-1890) в становлении его как личности и как выдающегося певца и артиста, его восхождение к славе и триумфу, историю увековечения имени прославленного земляка казанцами.

Экспозицию открывают редкие подлинные издания воспоминаний Ф.И. Шаляпина: «Страницы из моей жизни» (журнал «Летопись», 1917г.; изд. «Прибой», 1927) и  «Маска и душа» (1932, изд. «Современные записки», Париж),  материалы, повествующие о дружбе великого певца с А.М.Горьким: фото, документы, книга «Жизнь Матвея Кожемякина», подаренная Горьким Шаляпину.

Биографические сведения о певце представляют документы и фотографии о родителях Шаляпина, о его учебе в Казани и Арске, обучении и работе писарем в Казанской земской управе (в т.ч. подлинный стол из управы, за которым мог работать юный Шаляпин), певчим в церковном хоре, статистом в театре и др. В экспозиции демонстрируются материалы о влиянии фольклора и музыкально-театральной культуры (в т.ч. церковного песнопения) Казани на Федора Шаляпина: представлен макет балагана ярмарочного шута и потешника Я.Мамонова, макет Казанского городского театра, альбомы с фотографиями актеров  и афиши Казанского городского театра, театральные атрибуты.

Настоящим сокровищем музея является мемориальная коллекция Ф.И.Шаляпина, хранящаяся в Литературно-мемориальном музее А.М.Горького, часть которых представлена на экспозиции. В зале демонстрируются: рояль, подаренный С.И.Мамонтовым Ф.И.Шаляпину в начале века,  граммофон с пластинками, принадлежавшие певцу, фрагмент костюма к роли хана Кончака из оперы «Князь Игорь» А.Бородина, ковш, подаренный хористами Императорской русской оперы в 1904 г., театров афиши,  принадлежности для грима, ленты с лавровых венков, трости артиста, жилетка, фрак, рубашка, цилиндр, бювар для писем, китайский кофейный сервиз, кофейник на спиртовке, личные вещи первой и второй жены артиста И.И.Торнаги и М.В.Петцольд.

История увековечения имени Ф.И.Шаляпина на его родине — создание первой в республике и одной из первых в стране экспозиции в музее А.М.Горького, посвященной артисту в 1968 г.,  культурные инициативы по популяризации имени Ф.И.Шаляпина в Казани и России — представлена фотоматериалами и публикациями 1990-2010-х гг.

ЗНАКОМСТВО С МУЗЕЕМ- ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ЭКСПОЗИЦИИ МУЗЕЯ А.М.ГОРЬКОГО И Ф.И.ШАЛЯПИНА   (РАЗДЕЛ «ПИСАТЕЛЬ-ЭПОХА-ГЕРОЙ.  ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ А.М.ГОРЬКОГО»)

«Горький – гражданин мира»

А.М. М. Горький – явление уникальное в истории мировой культуры. Он писатель-классик, стяжавший славу еще в начале ХХ века, талантливый журналист, успешный издатель, выдающийся общественный деятель и деятель в области культуры. В своем творчестве писатель всю жизнь пытался решать важнейшие общественно-политические, исторические, философские, эстетические, этические проблемы, которые волнуют и людей ХХI века.

Часто находясь в центре событий мирового значения, он запечатлел в своих произведениях эпоху социальных катаклизмов, глобальной переоценки ценностей, зарождения и развития нового типа сознания. Став знаменем эпохи еще в первые годы ХХ века, он дожил до нового тысячелетия как писатель сложный, противоречивый и во многом еще не прочитанный. Об интересе к этому писателю как в России, так и за рубежом свидетельствуют издания сочинений М. Горького на разных языках, его эпистолярное наследие (оно же показывает и масштаб его деятельности).

При знакомстве с экспозицией посетителю предстоит узнать о Горьком (о «герое»), как о выдающемся писателе ХХ века, «океаническом человеке», о Горьком – «Гражданине мира», как он сам себя называл.

Среди представленных материалов особое место отведено раритетным изданиям «Моих университетов» (1950-1970 -х гг.), экспонирование которых предвосхищает и определяет акцентную тему в данной экспозиции – тему казанского периода жизни писателя. Автобиографические повести «Детство», «В людях» и написанная позднее — «Мои университеты» имеют большую ценность для изучения жизненного пути писателя, для понимания процесса его духовного становления. Текст Горького: «Физически я родился в Нижнем Новгороде, …духовно – в Казани», — выделяется в этом зале и является логическим переходом в следующий зал.

«Казань конца ХIХ – начала ХХ века: Жизнь города и отражение ее в «казанском цикле» А.М.Горького»

Жажда знаний, страстная мечта учиться привели А.Пешкова из родного Нижнего Новгорода в Казань, где находился Императорский Казанский университет. В зале представлен «полутатарский город» через призму восприятия  А. Пешкова,  среди типажей горожан угадываются герои произведений М.Горького.

Фотографии Казани конца Х1Х в., ее культурных достопримечательностей и промышленных предприятий, образовательных учреждений, виды мечетей и памятников православной культуры, фото горожан, документы, книги, подлинные предметы дворянского, купеческого, мещанского быта рисуют пеструю и яркую картину большого многонационального губернского города. Фото учебных заведений, преподавателей, учащихся, студентов, документы, учебники представляют один из ведущих учебных центров России.

Панорама Волги создана как квинтэссенция русского характера и сути творчества Горького, биография которого была тесно связана с великой русской рекой и отразилась во многих его произведениях.

Лейтмотивом зала является мысль о «духовном рождении» Горького в Казани.

«Казанский и красновидовский периоды жизни Пешкова-Горького. 1884-1888»

Отражение «казанских университетов» в творчестве писателя

Яркие впечатления «казанского периода» жизни А.Пешкова  нашли свое отражение в более чем двадцати произведениях писателя. Особое место занимает повесть «Мои университеты» — своеобразная летопись «казанского периода»  его жизни, на основе которой выстроены тематические комплексы зала. На страницах произведений «казанского цикла» мы открываем для себя мир в многообразии его проявлений: жизнь губернского города сер.1880-х гг. и российскую деревню, знакомимся с людьми разных возрастов, сословий и мировоззрений: рабочими, крестьянами, крендельщиками, пекарями, босяками, студентами, народниками и марксистами, духовенством.

В инсталляционных комплексах представлены мемории Гурия Плетнева («Марусовка»); обстановка мещанского быта казанского булочника Василия Семенова («Хозяин»). Документы о  М. Деренковой, П. Кудрявцеве, М. Березине, С. Миловском- Елеонове, Н. Федосееве и др. представляют окружение юного Пешкова, где особую роль сыграл А.С.Деренков – владелец пекарни, на месте которой  находится Литературно-мемориальный музей А.М.Горького.

«Жизненный и творческий путь М. Горького. 1892-1936 гг.»

Максим Горький – одна из самых влиятельных фигур не только в истории русской литературы, но и в общественной жизни России первой половины ХХ века.

Горький жил по зову «трагически прекрасной эпохи» в мире, где происходили глобальные исторические перемены, и писал о коренных вопросах духа, воспевал Человека с большой буквы, героический подвиг во имя свободы, создал собственную литературную эстетику. В сознании писателя – искателя правды и счастья для человека — соединились два художественных мира: легендарно-романтический и реалистический.

Журналист, писатель, литературный критик, издатель, выдающийся деятель в области политики и культуры, Горький откликался на все важнейшие событии времени.

В зале представлены творческие и биографические этапы пути Горького, начиная от первой публикации в  газете «Кавказ» рассказа «Макар Чудра» (Тифлис, 1892) до неоконченного романа «Жизнь Клима Самгина» (1936); экспонируются мемориальные вещи А.М.Горького — стол, кожаное кресло, письменные принадлежности, книги из личной библиотеки писателя и библиотеки из дома Пешковых, портрет А.М. Горького, выполненный С.Урановой и Н.Пешковой изображает писателя в процессе творчества. В зале экспонируются личные вещи друга и соратника —  Е.П.Пешковой — свадебное платье, перчатки, зеркальце, кошелек.

Периоды жизни и работы Горького в Самаре, Нижнем Новгороде, Москве, Петербурге, дружба со многими известными писателями и деятелями культуры России и зарубежья, издательская работа, революционные события 1905, 1917 годов, жизнь в эмиграции и возвращение в Россию писателя в конце 1920-х годов, просветительская деятельность в Советской России  – представлены на экспозиции фотографиями, документами, книжными изданиями и периодикой.

«Эпизоды великой дружбы: А.М. Горький и Татария»

Творчество М.Горького оказало большое влияние на татарскую литературу начала ХХ века. Идея нерушимой дружбы  является одной из главных в мировоззрении и эстетике А.М.Горького. Строки его письма к писателю С.Н.Сергееву – Ценскому (1925), представленного в экспозиции, демонстрируют глубокий интерес А.М.Горького к творчеству народного татарского поэта Г.Тукая.  Переписка с выдающимся татарским писателем и общественным деятелем Г.Исхаки, копия рукописи «Очерка об истории развития татарской литературы» Н.Думави, написанного по просьбе А.М.Горького, «Восточный сборник» Лазаревского института, где при участии писателя в 1914 году были опубликованы стихи Г.Тукая, свидетельствуют о заинтересованности Горького в развитии  татарской литературы в 1910-е годы.

Максим Горький после возвращения в 1928 году в СССР становится главным идеологом культурной революции в стране. Писатель совершает поездку по Стране Советов, где его восторженно встречают и чествуют. О его пребывании в Казани 3-4 августа 1928 года свидетельствуют: фотографии, документы,  мемории (в т.ч. плащ, в котором писатель приезжал в наш город, переданный музею Е.П.Пешковой), стул из редакции газеты «Красная Татария», на котором сидел писатель во время визита в издательство и т.д.

«Горький и советские татарские писатели»

 

Благодаря инициативе А.М.Горького в 1920 – 1930-е годы консолидируется и динамично развивается литературная жизнь страны. Молодые писатели – адепты гуманистических традиций, проповедуемых «пролетарским писателем», находят в лице Максима Горького активную поддержку и чуткого, внимательного учителя. В культурной революции, декларируемой Горьким, особое место принадлежит писателям — художникам – «чувствилищам своей страны» и национальным литературам.

Многие писатели Татарии были лично знакомы с Горьким, неоднократно встречались с ним. Помимо личных вещей татарских писателей –  Ш.Усманова, Г.Нигмати, Ф.Бурнаша, К.Наджми — в зале представлены экспонаты, ярко повествующие о дружеских и творческих связях Горького с литераторами нашего края: письмо А.М.Горького к К. Наджми, правки на машинописи рассказа Ш.Усманова «Смерть подпоручика Данилова», документы, фотографии об участии татарских писателей на I Всесоюзном съезде советских писателей в Москве.

В экспозиции демонстрируются документы и фотографии, труды, личные вещи представителей научной и творческой интеллигенции Казани, которые общались с Горьким: профессора — анатома Казанского университета В.Н.Терновского, искусствоведа П.М. Дульского,  художника и поэта П.Радимова.

«Увековечение памяти А.М. Горького в Республике Татарстан»

 

В 1920-1940 -е годы зарождается и активно развивается горьковедение в нашей республике. Интерес к имени А.М.Горького связан именами историка, археолога, краеведа, музейщика Н.Ф.Калинина,  одного из первых директоров музея М.Н.Елизаровой (которая встречалась с А.М.Горьким, была лично знакома с Е.П.Пешковой, И.Ф.Шаляпиной), с историей Литературно-мемориального музея А.М.Горького, на территории которого находится мемориальная пекарня, в которой в 1886-1887 гг. работал А.Пешков (М.Горький).

Личные вещи, документы Н.Ф.Калинина, М.Н.Елизаровой,  путеводители музея, сборники конференций — «Горьковских сессий», фото участников литобъединения разных лет, зарисовки М.К.Мавровской рассказывают об истории музея разных лет.

Особое место в увековечении имени великого писателя принадлежит театральным постановкам на сцене казанских театров. В 1968 г. в музее А.М.Горького появляется раздел  «Горький на сценах казанских театров», реэкспонированный ныне и демонстрирующий декорации к спектаклям Э.Гельмса, личные вещи  актеров Н.И.Якушенко, Ф.С.Ильской, Р.А.Зиганшиной, Х.Г.Абжалилова, выступавших в горьковских спектаклях на сцене театров Казани и пр.

  «Горький глазами мира»

 

Итоговое представление о М. Горьком как о великом писателе, классике, раскрытие значимости созданных им произведений, его идей, его мировоззрения с одной стороны и противоречивость мнений о его творчестве и личности, с другой стороны, различные взгляды на одну из интереснейших фигур ХХ столетия демонстрируется в зале. Творческое наследие – издания его произведений разных лет, а так же сборники исследователей – горьковедов экспонируются в зале, книги из Дома Пешковых, торжественно представлен бюст А.М.Горького работы Н.Крандиевской (1955).

Многообразие высказываний, представлений о Горьком как его современников – близких, коллег, соратников, критиков и т.д., так последующих поколений лишний раз доказывает неподдельный интерес к фигуре писателя и востребованность его творчества во все времена. Несмотря на полярность мнений о Горьком, значимость  его в истории страны и в литературе не умаляется. Величие писателя определяется масштабом и актуальностью затрагиваемых идей, глобальностью, общечеловеческой направленностью тем. Гуманистические идеи Горького – вера в человека, его лучшие качества, созидательный характер культурного прогресса, знания, а в целом, вера в добро определяет квинтэссенцию творчества писателя.

Но нам, сегодняшним читателям, необходимо самостоятельно сделать выводы о Горьком. Таким образом, посетитель музея сможет составить собственное представление о личности и творчестве писателя на основе всего увиденного и услышанного в процессе ознакомления с материалами экспозиции.

Подвал-пекарня:  мемориальная часть экспозиции

Литературно-мемориальный музей А.М.Горького был создан в 1938 г. (открыт 12 марта 1940 г.) в здании, построенном в середине ХIХ века, в котором располагалась булочная и пекарня А.С.Деренкова. В 1886-1887 годах здесь  жил и работал А.М. Пешков.

Покровительствуя учащейся молодежи, доходы от торговли А.С. Деренков отдавал на поддержку революционно настроенных «кружков саморазвития». В июне 1886 года Деренков «придумал открыть булочную» на ул. Большой Лядской, где стал работать подручным пекаря А.Пешков.

В конце 1930-х годов под руководством ученого, краеведа Н.Ф.Калинина обстановка воссоздавалась историческая обстановка пекарни на основе свидетельств самого А.М. Горького о казанском  прошлом, воспоминаний современников писателя (А.С. Деренкова, Н.А.Щербатовой): сложена печь, установлены стол, ларь для замешивания теста, подвешены полки, где размещена утварь XIX века. Согласно легенде, в пекарне присутствуют три вещи, которыми пользовался Пешков – керосиновая лампа, самовар, чайник.

О тяжелом труде в пекарне свидетельствуют страницы автобиографических произведений Горького, его эпистолярное наследие.