дорожная аптечка А.М.Горького. 1910-е гг.История создания фондов Литературно-мемориального музея А. М. Горького началась в 1940 году, с момента создания и открытия музея. Интерес к имени флагмана советской литературы М. Горького активно проявляется в нашем крае с 1920-х гг. и связан с деятельностью одного из известнейших краеведов Н. Ф. Калинина. Именно он изучает биографию Горького, ведёт переписку с ним и становится одним из главных инициаторов создания музея. Сегодня Литературно-мемориальный музей А. М. Горького располагает обширной коллекцией материалов, связанных, прежде всего, с казанским периодом жизни А. М. Горького, Ф. И. Шаляпина, с материалами по литературной жизни края.

мемориальная пекарня-подвал , в которой в 1886-1887 гг. работал А.ПешковНачало коллекции составили материалы, присланные из московского Музея А. М. Горького. Это были фотографии лиц из казанского окружения А. Пешкова, виды Казани 1880-х годов. Наиболее значимой из переданных московским музеем материалов стала копия единственной казанской фотографии А. Пешкова, датируемой 1887 годом.

Сегодня коллекция музея составляет более 60 000 ед. хр.

 

первая прижизненная фотография ГортькогоМемориальная коллекция А. М. Горького состоит из личных вещей писателя (голубая рубашка, тюбетейка, дорожная аптечка, предметы, находившиеся в семье Горького: чайная пара, стулья, драпри, кресло, овальный столик и др.); предметов из кабинета А. М. Горького: бумага, карандаши, конверты, очечник и др. Среди материалов коллекции выделяются подарки А. М. Горькому: унты из оленьего меха, ковёр, деревце из венецианского стекла, подарки А. М. Горького близким (жене Екатерине Павловне, невестке Надежде Алексеевне, внучкам Марфе Максимовне и Дарье Максимовне): китайский ларец, овальная коробочка с тиснением, чёрная кожаная коробочка для украшений. Особо следует упомянуть об уникальных фотографиях, выполненных известными фотографами М. П. Дмитриевым, А. О. Карелиным, А. Л. Срединым и др., а также любительских фотографиях, сделанных сыном писателя Максимом Пешковым. Фотографии переданы Е. П. Пешковой, а после её смерти – Н. А. Пешковой и насчитывают 1 252 ед. хр. На официальных и любительских снимках представлена частная жизнь семьи Пешковых. На обороте многих фотографий есть автографы Е. П. и Н. А. Пешковых. Интересна серия фотографий, сделанных М. Пешковым:

письменные принадлежности А.М.Горького. 1920-е гг— Соррентский цикл (1921–1933) – это портреты А. М. Горького, его близких друзей, внучек, пейзажи Италии, типажи горожан;

— Соловки (1929);

— Барвиха (1929);

— Москва, Малая Никитская (1931);

— Варианты снимков авиационного парада на Тушинском аэродроме 18 августа 1934 г. На обороте многих фото стоят клейма «А. П.» и «М. Г.».

плащ, в котором А.М.Горький приезжал в Казань в августе 1928 гСреди раритетов горьковской коллекции музея – автографы А. М. Горького: С. Аджамову, семье Курских, письмо А. М. Горького, адресованное А. С. Деренкову (в пекарне которого в 1886–1887 гг. работал юный Алексей Пешков, и где сейчас находится Литературно-мемориальный музей А. М. Горького).

Из московской квартиры была приобретена часть библиотеки писателя, который по общеизвестному факту был библиофилом и страстно увлекался чтением литературы с юных лет. Характер библиотеки, составляющей значительную часть книжного фонда музея А. М. Горького, разнообразен. Это и критическая, мемуарная, художественная литература, книги по проблемам литературоведения, философии, истории. Коллекция насчитывает 985 книг и имеет два раздела: книги из личной библиотеки писателя и книги из дома Пешковых. Книги из личной библиотеки Горького (298 ед. хр.) были переданы музею в 1950–1960-е годы, из наиболее интересных книг – подарочное издание «Стихи и легенды» Максима Горького (издание «Academia», 1923 г.). На авантитуле издания имеется следующая информация: «Рисунки и офорты Сарры Шор. Отпечатано в количестве 3 315 экземпляров, из них 15 именных с девятью оригинальными офортами и 3 330 экземпляров с одним оригинальным офортом и восемью вкладными рисунками, исполненными с офортов по способу меццо-тинто. 300 экземпляров нумерованных: в том числе авторский «экземпляр Алексея Максимовича Пешкова», которым и располагает музей.

684 книги были переданы Надеждой Алексеевной Пешковой, Марфой Максимовной и Дарьей Максимовной Пешковыми и составляют второй раздел горьковской коллекции – книги семьи Пешковых (издания произведений М. Горького, книги о нём). Произведения М. Горького представлены всевозможными изданиями: издание ЦК союза текстильщиков (1928); изд-во З. И. Гржебина, тип. «Копейка» (1919); изд. Петроградского Совета Рабочих и Крестьянских депутатов (1919) и др., на русском и иностранных языках. Многие произведения Горького выходили в сериях: «Универсальная библиотека», «Дешёвая библиотека классиков», «Библиотека начинающего писателя», «Школьная библиотека».

В фондах музея хранятся и три книги из личной библиотеки Е. П. Пешковой: две книги В. Г. Короленко «Слепой музыкант», «Очерки и рассказы», а также «Корейские сказки» Н. Гарина. На книгах В. Г. Короленко мы видим автограф Е. П. Пешковой: «21 января 1911 года. Моему милому Максиму». На титульном листе «Корейских сказок» также имеется автограф Е. П. Пешковой.

Особо следует выделить материалы, связанные с жизнью и творчеством (в том числе казанским периодом) А. М. Горького: биографические документы, фотографии, связанные с пребыванием А. Пешкова в Казани; документы из казанского окружения писателя; издания книг из круга чтения А. Пешкова; изобразительные источники (представлены работами известных художников Б. Дехтярёва, Б. Шмаринова, Кукрыниксов, М. Мавровской, Х. Якупова. Л. Фаттахова, И. Бобровицкого и др.), а также издания книг, произведений А. М. Горького разных лет на языках многих народов.

ковш серебро, подаренный Ф.И.Шаляпину хористами Императорской русской оперы. 1904 г.Мемориальная коллекция Ф. И. Шаляпина в Литературно-мемориальном музее А. М. Горького сегодня насчитывает около 4 тыс. подлинных предметов эпохи и представлена личными вещами артиста, фотографиями с автографами, подаренными Ф. И. Шаляпиным казанцам, друзьям юности и др., программами, афишами, открытками и фото с иконографией певца (включая фотографии, связанные с жизнью семьи Шаляпиных в Ометьево, Татарской, Суконной слободах; фотографии заведений, в которых работал и учился Ф. Шаляпин в Казани), клавирами, изданиями, фотоматериалами, граммофонными пластинками, картинами и т. д. В музее хранятся материалы из коллекции известнейших исследователей, летописцев и биографов Ф. И. Шаляпина: Ю. Ф. Котлярова, С. В. Гольцмана, В. И. Гармаша. По завершении реконструкции здания музея уникальные материалы коллекции займут своё достойное место в фактическом музее Ф. И. Шаляпина, расположенном в едином комплексе здания, наряду с музеем А. М. Горького.

кофеварка на спиртовке, принадлежавшая Ф.И.Шаляпину. к. XIX вНо в отличие от прочих музеев, уникальность коллекции Музея А. М. Горького и Ф.И.Шаляпина определяется подлинными вещами Ф. И. Шаляпина (112 ед. зр., включая последние поступления-коллекцию внука артиста Ивана де Лимура). Начало шаляпинской коллекции положили фотографии, сделанные во время приезда в Казань (1946) на Горьковскую конференцию дочери Ф. И. Шаляпина Ирины Фёдоровны (обошедшей вместе с сотрудниками музея все шаляпинские места города), что и стало основой шаляпинской экспозиции – первыми экспонатами раздела, посвящённого дружбе М. Горького и Ф. Шаляпина, который открылся в музее в 1968 году (на тот момент, когда имя прославленного артиста находилось в забвении, это была первая шаляпинская экспозиция в крае). В 1940–1970-е годы И. Ф. Шаляпиной-Бакшеевой была передана коллекция личных вещей Ф. И. Шаляпина.

Фотографии 1912 года, выполненные казанским фотографом Г. Сотниковым по просьбе Ф. И. Шаляпина для иллюстрации его книги «Страницы из моей жизни», представляют певца у дома Лисицына, где прошло его детство, с учителем Н. В. Башмаковым за партой в Шестом городском училище, среди сослуживцев по Земской управе, где работал в детстве и пр. Ирина Фёдоровна передала в музей вещи, принадлежавшие великому артисту: дарственные ленты от поклонников Ф. И. Шаляпина, письменный прибор, подсвечник, вазу с ручкой из майолики зелёного цвета, подаренную Саввой Мамонтовым, а также книгу М. Горького «Жизнь Матвея Кожемякина» с печатью библиотеки Ф. И. Шаляпина; партитуры опер, рояль – подарок С. Мамонтова Ф. Шаляпину; дубовые стулья из московской квартиры певца, полотенца с вензелями «Ш». Хранится в музее и барельеф с изображением профиля Римского-Корсакова, выполненный Ф. Шаляпиным, граммофон с пластинками, драпри, спиртовая кофеварка, стереоскоп, трости, театральный цилиндр и т. д., принадлежавшие певцу.

кофейный сервиз Ф.И.Шаляпина. н.ХХ вВ конце 1980-х годов коллекция пополнилась четырьмя предметами, завещанными музею Ириной Фёдоровной Шаляпиной-Бакшеевой. Это серебряная ваза-ковш, подаренная хористами Императорской Русской оперы 7 декабря 1904 года, халат – фрагмент костюма Шаляпина к роли хана Кончака (опера А. Бородина «Князь Игорь»), художественное полотно Н. Клодта «Избы. Север» и незаконченный портрет «Молодой Шаляпин» работы художника В. И. Россинского.

Рояль Ф.И.Шаляпина, подаренный С.И.Мамонтовым. н.ХХ вУ родственника И. Г. Дворищина – А. Ф. Синицина (из Ленинграда) были приобретены граммофонные пластинки певца, трости с головками из дерева и слоновой кости, пепельница в форме копыта, игральные карты, на деревянном футляре которых сохранился автограф жены А. М. Горького Екатерины Павловны Пешковой; японский кофейный сервиз с изображением дракончиков и др.

В ноябре 2006 года в фонды музея поступила коллекция исследователя жизни и творчества Ф. И. Шаляпина, одного из авторов «Летописи жизни и творчества Ф. И. Шаляпина» – Юрия Фёдоровича Котлярова. С музеем Ю. Ф. Котляров начал сотрудничать ещё в конце 60-х годов XX века, когда в фонды поступили программы шаляпинских спектаклей, граммофонные пластинки, иконография Ф. Шаляпина. Среди последнего поступления уникальное издание книги «Маска и душа», изданная в Париже в 1932 году, написанная Ф. Шаляпиным незадолго до смерти, в нашей стране она издавалась фрагментарно до 1990 года. Это редчайшее, уникальное издание оказалось в наших фондах благодаря Марии Самойловне Давыдовой, с которой переписывался Ю. Ф. Котляров. М. С. Давыдова была певицей (меццо-сопрано), режиссёром, педагогом, окончила петербургскую частную гимназию (класс Оболенской) по классу фортепиано, по пению. В 1912 году дебютировала в Петербургском музыкальном театре. фото А.М.Горького и Ф.И.Шаляпина. 1914 гВ 1913, 1917 годах принимала участие в спектаклях «Борис Годунов», «Дон Карлос», где заглавные партии пел Ф. И. Шаляпин. Интересна судьба М. С. Давыдовой. В конце 1926 года она уехала в Париж, где до 1950 года выступала в Русской опере как певица; в Париже в Русской консерватории поставила оперы «Борис Годунов», «Царская невеста», «Евгений Онегин». В 1927–1928 годах принимала участие в Днях Парижа в Барселоне и Германии в спектаклях «Борис Годунов», где пел и Шаляпин.

цилиндр, трость, жилетка Ф.И.Шаляпина. н.ХХ в.В музее хранятся материалы, связанные с изучением жизни и творчества Ф. И. Шаляпина, увековечением его памяти:

— изобразительный фонд: коллекция работ казанских художников Ф. Фёдорова, Е. Симбирина, Х. Якупова, Л. Фаттахова, В. Куделькина, М. Мавровской по шаляпинской теме;

— фотографии близких родственников певца (отца, брата Василия); открытки с видами городов и театров, в которых он выступал; снимки, запечатлевшие Шаляпина в разных ролях; снимки потомков артиста, приезжавших в Казань, а также фотографии выдающихся певцов, выступавших в Казани на Шаляпинских фестивалях;

— письменные источники: переписка М. Н. Елизаровой с И. Ф. Шаляпиной, Ю. Ф. Котлярова с потомками Шаляпина 1950–1990-х годов; программки шаляпинских концертов прошлых лет, поступившие от И. Ф. Шаляпиной, а также из архивов актрисы Е. Г.Ковельковой, С. В. Гольцмана, афиши выступлений певцов – участников Международных оперных фестивалей имени Ф. И. Шаляпина в Казани;

— книжный фонд: журнал «Летопись» (1917) с напечатанной в нём при участии А. М. Горького автобиографической работой артиста «Страницы из моей жизни»; издания книги Ф. И. Шаляпина «Страницы из моей жизни» на языках народов мира; труды известных исследователей о жизни и творчестве Ф. И. Шаляпина;

— типологические предметы: домотканая крестьянская рубашка, привезённая из Кировской области; гримировальный столик и театральные атрибуты первой трети ХХ века; альбомы и рамки для фотографий; мебель конца ХIХ – начала ХХ века и т. д.;

— фонические источники: граммофонные пластинки с записью голоса Ф. И. Шаляпина начала XX века;

— документы, книги, предметы, характеризующие музыкальную и театральную жизнь города; спектакли и представления, которые посещал юный Ф. Шаляпин;

— документы, связанные с открытием памятника Ф. И. Шаляпину в Казани; проведением Международных оперных фестивалей им. Ф. И. Шаляпина и Шаляпинских чтений в Литературно-мемориальном музее А. М. Горького, фотодокументы, связанные с историей музейных экспозиций Ф. И. Шаляпина в Казани в разные годы.

1. Письмо Г. Исхаки М. Горькому. 1913 год.Фонд «Горький и татарская литература» начал формироваться со дня основания музея. Ещё в конце войны в письме от 17 декабря 1944 года писатель Ибрагим Гази сообщает М. Н. Елизаровой: « …о твоём музее что-то часто пишут… ты добилась таки и организовала выставку о Тукае. Хорошо бы её превратить в музей. Вот было бы дело: татары столько лет не могут и не хотят организовывать музей Тукая, а русская женщина организовала таки. Позор и радость. Может быть, ты возьмёшься и поставишь памятник…».

И так случилось, что сотрудники музея приняли активное участие в «Декаде татарского искусства и литературы» в Москве (1957), представляя выставку «Татарская литература»; была проведена большая работа по сбору документов, фотографий, книг, воспоминаний писателей, а затем на основе этой выставки была создана экспозиция «Горький и татарская литература».

2. Тюремная фотография Г. Исхаки. 1907 год.Сегодня в фонде хранятся письма Мусы Джалиля Хасану Туфану, записные книжки Аделя Кутуя, членский билет СП СССР, подписанный М. Горьким, Фатхи Бурнаша, Абдуллы Алиша; воспоминания писателей, встречавшихся с М. Горьким; рукописи, книги, фотографии, личные вещи. Среди поступлений последних лет особую ценность представляет коллекция учёного, литературоведа Ибрагима Нуруллина, автора книг из серии ЖЗЛ о Г. Тукае и Ф. Амирхане; уникальные фотографии, документы, письма, книги о Гаязе Исхаки. Среди них: книга «Исчезновение татар через 200 лет» (Казань, 1904 г. с автографом Исхаки), а также другие дореволюционные издания, подлинное письмо Г. Исхаки Ф. Амирхану, фото молодого Ф. Амирхана, Мусы Бигеева – одного из удивительнейших татарских поэтов начала XX века.

1. Татарские писатели во время экскурсии по Кавказу – Крыму – Украине. 1929 год.В Архиве М. Горького в Москве хранятся четырнадцать писем Г. Исхаки, адресованных русскому писателю, переписка была связана с работой по составлению сборника национальных литератур, в том числе и литературы казанских татар. В него предполагалось включить сочинения Г. Исхаки, Ф. Амирхана, С. Сунчелея и других известных татарских авторов. В 1980-е годы у журналиста Г. Яхина были приобретены издания книг 1930-х годов на латинице, являющихся ныне библиографической редкостью: сборник «М. Горький в Татарстане» под редакцией Г. Нигмати и М. Корбута, книги Ф. Бурнаша, К. Наджми, М. Максуда, Г. Иделле, М. Джалиля, Ф. Карима и др., а также фотографии молодых татарских литераторов, имена которых известны сегодня далеко за пределами Татарстана.