В музее А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина туристам предлагается особая программа – «Чаепитие у Горького». В уютной атмосфере известного музейного подвальчика «Бродячая собака», так любимого среди литераторов нашего города, можно не только выпить чаю с ароматными булочками, но и увидеть фондовый показ – парад экспонатов из «волшебной корзинки». Рассказ о старинных вещах из фондов музея, связанных с культурой потребления чая, сопровождает чаепитие за круглыми столами. Так как тема пекарен и выпечки хлебобулочных изделий особенно актуальна для музея А.М. Горького (Алексей Пешков – будущий великий писатель – работал в середине 1880-х гг. во многих казанских пекарнях), то и угощение соответственное: сладкие и сдобные булочки, сушки и баранки.
Если не боитесь потолстеть, если интересуетесь историей края, если просто хотите отдохнуть – то тогда ВАМ К НАМ!!!
Цена чаепития – 100 руб. с человека.
Заказ чаепития только для организованных групп от 20 человек и только в «комплекте» с экскурсией или лекцией (на выбор).
Приятных вам впечатлений… и аппетита!!!
«Горький в Казани»
Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) – великий русский писатель — родился в Нижнем Новгороде 28 марта 1868 года.
Шестнадцатилетним юношей в августе 1884 года он приехал в Казань с мечтой поступить учиться в Императорский Казанский университет, оставшейся неосуществленной. Здесь сформировались не только черты характера Горького, но и основы его мировоззрения.
Он познал, кроме всего прочего, тяжесть физического труда, «горькую» судьбу в социально несправедливом обществе. «Чем труднее слагались условия жизни – тем крепче и даже умнее я чувствовал себя. Я очень рано понял, что человека создает его сопротивление окружающей среде», — заметит А.М. Горький в автобиографической повести «Мои университеты». Чтение серьезных книг давало надежду «подняться наверх» и возбуждало стремление к иной, более чистой и красивой действительности, чем та, в которой живут люди. В Казани он впервые встретил людей, которые стремились изменить мир и сам делал первые подобные попытки, обрел друзей, помогавших ему в трудные минуты, испытал первую неразделенную любовь. Живя в вихре страстей, пытаясь решить волновавшие его вопросы, юноша остро почувствовал разлад между мечтой и действительностью.
Период жизни А.Пешкова в казанском крае (1884 – 1888) был началом становления сложной и противоречивой личности.
«Лет двадцати я начал понимать, что видел, пережил, слышал много такого, о чем следует и даже необходимо рассказать людям».
В одном из писем с Капри Горький пообещал: «Когда-нибудь я напишу свою автобиографию и в ней – документально, со ссылками на лица и места – оправдаю все, иногда как будто невероятные события и состояния душ в моих рассказах». В основе большинства произведений писателя лежат реально существовавшие в действительности факты и лица.
В течение всей жизни Горький обращался в памяти к событиям прошлого, рассказывая о людях, с которыми свела его судьба. Более двадцати художественных и публицистических произведений явились осмыслением пережитого в Казани.
Это сочинения: «Однажды осенью» (1895), «Дело с застежками» (1895), «Бабушка Акулина»(1895), «Болесь» (1897), «Бывшие люди» (1897), «Коновалов» (1897), «Супруги Орловы» (1897), «Двадцать шесть и одна» (1899), Исповедь (1908). Случай из жизни Макара (1912). Хозяин (1913), Легкий человек (1917), «Лев Толстой» (1919), «Н.Е. Каронин-Петропавловский» (1919), «Мои университеты» (1923), «Время Короленко» (1923), «Убийцы» (1926), «О новом и старом» (1927), «Механическим гражданам СССР» (1928), «О том, как я учился писать» (1928), «Беседы о ремесле» (1930-1931) и др.
Среди казанских впечатлений на первый план выдвигаются люди, места их проживания и работы.
Инициатором переезда А.М. Пешкова в Казань был его друг, гимназист Николай Евреинов. Оказавшись в незнакомом городе, юноша около двух недель живет в семье Евреиновых, но, осознавая себя нахлебником, покидает этот «приют». Начались его жизненные «университеты».
В августе — сентябре 1884 года Пешков работает грузчиком на казанских пристанях. В 1884 году он знакомится с народником А.С. Деренковым, сначала владельцем небольшой бакалейной лавочки, затем открывшим булочные. Покровительствуя учащейся молодежи, доходы от торговли он отдавал на поддержку «кружков саморазвития». Пешков пользовался его библиотекой, содержащей и запрещенную литературу, принимал участие в конспиративных собраниях казанской молодежи.
С октября 1884 по май 1885 года Пешков живет у студента Гурия Плетнева в «странной веселой трущобе «Марусовке». «Нередко ночевал на «Стеклянном заводе» и в Задней Мокрой, где сейчас находится вокзал»,- вспоминал Горький.
С ноября 1885 до лета 1886 года по совету А.С. Деренкова Пешков осваивает ремесло в крендельном заведении Василия Семенова.
В июле 1886 года он становится подручным пекаря в булочной А.С. Деренкова на Большой Лядской улице в доме М.И.Беляева, а в 1887 году работает в новой булочной А.С. Деренкова на углу улиц Бассейной и Театральной.
В августе 1887 года Пешков знакомится с марксистом Н.Е.Федосеевым. 4 декабря 1887 года в Императорском Казанском университете состоялась сходка студентов, одним из организаторов которой был В.И.Ульянов. Многие студенты университета были известны А.Пешкову. Вместе с Г.Плетневым он печатает листовку – воззвание «Прощай, Казань! Прощай, университет!».
Разлад между мечтою и действительностью, жизненные невзгоды и известие о смерти любимой бабушки А.И.Кашириной, аресты друзей и безответная любовь приводят А.Пешкова к духовному кризису.
12 декабря 1887 года Пешков выстрелил себе в грудь на крутом обрыве у реки Казанки рядом с Федоровским монастырем. Пуля пробила легкое, в земской больнице ее извлек ординатор И. П. Плюшков.
21 декабря 1887 г. Пешков возвращается из больницы.31 декабря Казанская духовная консистория приказала предать «цехового Ал. М. Пешкова за покушение на самоубийство … приватному суду приходского священника, с тем, чтобы он объяснил ему значение и назначение земной жизни».
С конца марта 1888 года около двух месяцев А.Пешков работал садовником и дворником у генеральши Корнэ.
С июня по сентябрь 1888 года Пешков живет в с. Красновидово Свияжского уезда, помогая в торговле М.А. Ромасю, бывшему политическому ссыльному. В этот период он много читает, используя библиотеку «друга и учителя.»
В 1889-1890 годах и в апреле 1891 были кратковременные приезды А.Пешкова в Казань, когда, предположительно, он выступал в качестве связного между нижегородскими и казанскими революционными кружками.
На протяжении всей жизни Горький не терял связи с Казанью и его жителями.
В 1928 году, живя в Сорренто, Горький получил из Казани письмо от юных краеведов 3-ей школы, которые под руководством историка Н.Ф.Калинина просили писателя отметить на плане города места, связанные с его жизнью в 1880-е годы. Горький выполнил просьбу, отправив ответ 25 февраля 1928 года.
Собираясь из Италии в Россию, Горький хотел «побывать невидимкой на фабриках, в клубах, в деревнях, в пивных, на стройках…». Но эта наивная мечта сразу же оказалась невыполнимой: его возили по организациям, показывали только то, что было запланировано, ограждали от случайных посетителей и «ненужных» встреч. Даже с друзьями юности в Нижнем Новгороде, Сормове, Казани ему приходилось встречаться на многолюдных митингах или торжественных заседаниях. «…Случилось так, что помимо моей воли я очутился в положении «знатного иностранца», — сообщал позднее писатель.
3 августа Горький приплыл по Волге в Казань. «…Казань, Нижний Новгород. Но в этих городах ожило так много воспоминаний…», — находим мы его замечание в очерке «По Союзу Советов». Горький осмотрел город, побывал в разных учреждениях: в университете на занятиях рабфаковцев, в Институте для усовершенствования врачей, где профессор Л.Н. Клячкин знакомил его с работой медиков. В Наркомземе Татарии писателя интересовали процессы коллективизации и машинизации сельского хозяйства в крае, и он был удовлетворен их высокими темпами. В краеведческом музее он рассматривал этнографические материалы. По свидетельству сопровождавшего Горького по Казани журналиста С. Арбатова, татарским бытом и историей татар писатель живо интересовался и сожалел, что ему не удалось побывать в татарской деревне. Искусствовед П.М. Дульский рассказал о картинной галерее в музее. Разговор здесь зашел о художниках Н. Фешине, П. Радимове, о музеях Италии.
Горький выступил в Доме татарской культуры на собрании литераторов, журналистов, рабкоров. Он высказал удовлетворение в том, что в городе издаётся много журналов на татарском языке. Горький предложил издавать специальный альманах, посвященный национальной литературе и национальному искусству.
Писатель рассказал о программе задуманного журнала «Наши достижения» и других изданиях, редактируемых им, призывал к сотрудничеству. Впоследствии в письме к другу детства, ставшему доцентом казанского университета, И.А. Картиковскому от 26 марта 1929 года Горький напишет: » Не возьмешься ли ты наладить для журнала полную – по возможности – информацию о движении и успехах культурной жизни Казани и Татреспублики? О работе университета…, Института для усовершенствования врачей…, о достижениях в области сельского хозяйства и землепользования… Может быть есть какие-либо своеобразные начинания, факты, события, которые свидетельствуют об изменении жизни к лучшему, о росте культурного сознания и т.д.» Характерно, что в ответном послании от 25 сентября 1929 года Картиковский говорит, что предложение принять не может, так как это ему «не по силам», и далее пишет: «…Слишком осторожно приходится подходить к сообщаемым фактам, требуется тщательная проверка их, а при 14-16 часовой ежедневной… работе трудно это сделать». Такое недоверие в годы сталинизма фактам вполне понятно нам сегодня.
Во время многочисленных встреч с казанцами в августе 1928 года Горький неустанно восхищался переменами, происшедшими в городе. Выступая перед общественностью, собравшейся в театре, он скажет: «Люди, о которых я мог раньше только мечтать, теперь живут, творят великое дело…». Следует сказать, что писатель был, помимо его воли, информирован весьма однобоко.
Горький и в дальнейшем интересовался положением дел в культурной жизни Казани и Татреспублике. Творческим связям между литераторами страны Горький уделял особое значение. По его совету еще в 1929 году группа писателей из Татарии совершили путешествие по Дагестану, Азербайджану, Грузии, Украине. В поездке приняли участие следующие лица: Галимзян Нигмати (руководитель), Гумер Гали, Шариф Камал, Хади Такташ, Карим Тинчурин, Адель Кутуй, Кави Наджми, Мирсай Амир. Г. Иделле, С. Адгамова и др. На обратном пути они встретились с Горьким в Москве. Среди прочего, они услышали тогда его мнение о том, что писать им следует больше о жизни в Советской Татарии, ведь она им хорошо известна.
Имеется фотография 1934 года, на которой А.Н. Толстой и М. Горький запечатлены в окружении делегатов из Татарии, прибывших на I съезд советских писателей. По инициативе Горького выступил тогда Кави Наджми от писателей из Татарии, рассказавший о состоянии татарской литературы. К. Наджми был избран в состав Правления СП СССР.
В 1930 году, в связи с десятилетием Татарской АССР, Горький прислал из Сорренто приветствие татарскому народу. Текст пронизан идеями интернационализма и мыслями о возможности в советское время свободного национального развития. Писатель выразил уверенность в том, что со временем республика «вырастет богатырем». «Эту уверенность внушает мне, — пишет Горький, — все, что я, с детства, знаю о народе татар, трезвом, чистоплотном, трудолюбивом, умеющим соединять душевную мягкость с упорством в достижении цели».
В 1930-е годы он общается с казанской интеллигенцией: профессором анатомии, коллекционером и библиофилом В.Н. Терновским, искусствоведом П.М. Дульским, поэтом и художником П.А. Радимовым, писательницей М.Н. Елизаровой, которая станет одной из первых директоров Казанского музея А.М.Горького.
В этот период начинается работа по массовому переводу на татарский язык капитальных трудов Горького. В переводе С. Адгамовой в 1932 году вышла книга «Мои университеты», с 1933 года – шеститомник избранных произведений М. Горького («Мать «(перев. Ф. Бурнаша), «Дело Артамоновых», «Детство», «В людях» и др.). Известно, что по инициативе Горького был разработан и план переводов произведений татарских писателей на русский язык.
В театрах города шли спектакли по пьесам М.Горького. Несколько лет не сходил с русской сцены спектакль «Мещане», «Враги» ставился в татарском театре.
Незадолго до своей кончины в беседе с журналистом Н.Г. Шебуевым, вспоминая прошлое, писатель скажет: «Физически я родился в Нижнем Новгороде, но духовно — в Казани. Казань – любимейший из моих «университетов».
Казань — «Прекраснейший»…из всех городов мира, город…»
«Казанская биография» Ф.И.Шаляпина.
В Казани прошли нелегкие детские и юношеские годы Ф.И.Шаляпина , отсюда 17-летним юношей он уехал, чтобы стать знаменитым.
Родина навсегда осталась в памяти Ф.И.Шаляпина. В Казани он впервые услышал русские народные песни, духовное песнопение, испытал «потрясения», связанные с выступлениями в балаганах уличных артистов и театральными зрелищами. Об этом повествуют его автобиографические книги «Страницы из моей жизни» (1917), «Маска и душа» (1932).
Казань в период пребывания здесь Ф.И.Шаляпина – большой губернский город России. В 1873 году его население составляло 91827 человек. Город не мог похвастаться благоустройством: из 4360 жилых домов только 690 были каменные, многие деревянные постройки тесно прилегали друг к другу, являясь причиной пожаров, отсутствовал водопровод, улицы были грязные и лишь треть их была замощена.
В Казани были сосредоточены крупные промышленные предприятия (мыловаренный завод братьев Крестовниковых, кожевенный завод и льнопрядильная фабрика Алафузовых), производивших в 1880-е годы продукции на сумму 2-3 млн. руб. в год. Среди мелких предприятий выделялись хлебопекарни. В октябре 1875 года в Казани была построена конная железная дорога, соединившая центр – «толчок» (ныне ул. Чернышевского) с Суконной слободой. Но, ввиду экономического кризиса в России в 1880-е годы, в городах сокращалось число мелких предприятий, росла эксплуатация рабочего класса, появилось много безработных, босяков, росла преступность, участились случаи самоубийств.
Являясь административным центром Поволжья, Казань объединяла множество округов: военный, судебный, учебный (в Казани находился крупнейший в России Императорский Казанский университет, основанный в 1804 году, учительский и ветеринарный институты, высшие женские курсы. В 1880-е годы было 16 начальных школ, 6 гимназий, реальное училище, казанская инородческая школа, крещено-татарская учительская школа, ремесленное училище, и др.), почтово-телеграфный и округ водных путей сообщения. В Казани существовали разные научные общества: врачей, археологов, историков, этнографов, физиков и математиков, юристов. Казанский городской театр на Театральной площади (ныне Площадь Свободы) (открытый в 1803 году помещиком Я.П.Есиповым) был одним из лучших в России. Численность населения Казани к 1883 году достигла 140 тыс. человек. Дворяне, купцы и чиновники поселялись в возвышенной части города, а на его окраинах – пролетариат, гонимое татарское население, безработные и беднота.
Ф. И. Шаляпин родился 1 (13 февраля) 1873 года в семье государственных крестьян Вятской губернии и уезда Ивана Яковлевича Шаляпина(1837—1901) и Евдокии Михайловны Шаляпиной (урожд. Прозоровой) (1845-1892). Соответственно во всех официальных документах певец был обязан писать о себе: «крестьянин Вятского уезда». Отец был родом из Вожгальской волости, починка Лагуновского, дер. Сырцово, а мать – из Куменской волости, Лыстанского правления, дер. Дудинской. Семья проживала в этот период на Рыбнорядской улице (Рыбнорядская ул., д. И.П. Лисицына, ныне ул. Пушкина, 10; не сохранился). 2 (14 февраля) 1873 года Федор Шаляпин был крещен в церкви Богоявления на Большой Проломной улице (ныне ул. Баумана, 78).
1 мая И.Я.Шаляпина зачисляют на службу в Казанскую уездную земскую управу.
В1875 году Шаляпины уезжают в Суконную слободу, в так называемые Ометьевские выселки, где 2 августа у них родилась дочь Евдокия (умершая от скарлатины в 1882 году).
В 1876 году семья переезжает в с. Кощаково (близ Казани), где И.Я. Шаляпин устраивается писарем в волостном правлении и где10 ноября у Федора рождается брат Николай (также скончавшийся от скарлатины в 1882 году).
В августе 1877 года Шаляпины вновь переезжают в Казань в Ново – Татарскую слободу. И.Я.Шаляпин становится помощником смотрителя земского арестного дома в Плетенях, а 1 марта 1878 года он был зачислен на службу в Казанскую уездную земскую управу писцом распорядительного отдела с окладом в 15 рублей в месяц.
В августе семья перебирается в дер. Ометьево в дом Т.К.Григорьева.
В 1879 году семья Шаляпиных снова возвращается в дом И.П. Лисицына (сына предыдущего владельца) из-за близости этого места к земской управе.
С 1 сентября 1880 года Федор Шаляпин кратковременно учится в частной подготовительной школе В.С.Ведерниковой, находившейся в том же доме. Из-за дороговизны обучения пришлось ее вскоре оставить.
25-27 декабря 1880 года Шаляпин предположительно впервые посещает балаганные представления Я.Мамонова на Николаевской площади.
Летом 1881 года Шаляпины живут в Собачьем переулке в доме И.С. Клычева ( ул.Некрасова , 27; не сохранился), вблизи которого находился Износковский сад с летним театром, основанным в 1860-е годы. Это место не могло остаться без внимания юного Федора Шаляпина.
Осенью 1881 года Федора переводят в 4-е городское приходское училище (Почтамтская ул., д. И.А.Сахарова), откуда он тоже «живо выскочил…» Зимой 1881 года семья Шаляпиных переезжает в Татарскую слободу в дом купца З.Б. Усманова на Сенной площади (не сохранился, ул. Московская, участок д. 64). «На дворе жили колесники, каретники и, дорогой моему сердцу, скорняк».
Летом 1882 года Федора отдают «в люди»: в обучение к сапожнику Н.А.Тонкову, крестному отцу Федора.
В конце августа все дети Шаляпиных заболевают скарлатиной, умирают Николай и Евдокия. Федор находится на излечении в городской земской больнице.
В середине сентября 1882 года семья переезжает в Суконную слободу на ул. Большую в дом В.Н.Пикулиной (ул. Тихомирнова, 5; не сохранился), где поселяется в двух маленьких комнатах подвального этажа. Здесь Федор знакомится с будущим регентом Духосошественской церкви И.О. Щербининым, обучившим мальчика нотной грамоте, а потом устроивший его певчим в церковный хор. Тогда же Шаляпина отдают овладевать токарным ремеслом, а с октября – ноября по апрель 1883 года – сапожным в мастерской В.А.Андреева, где Федор «сразу попал в тиски» и его не только обучали, но и заставляли выполнять тяжелую домашнюю работу, избивали.
С 1 октября 1882 года Шаляпин обучается в шестом городском начальном училище (которое окончил с отличием в мае 1885 года), располагавшемся на Георгиевской улице, в доме С.С.Суслова (на бывшей ул. Свердлова, 58, ныне ул. Петербургская; не сохранился). Учителя Н.В. Башмакова Шаляпин будет всегда поминать и навещать, приезжая в Казань.
Шаляпин впервые знакомится с хоровым пением в церкви св. Варлаама (ныне ул. Межлаука, участок д. 13; не сохранился). Впоследствии поет в Духосошественской, Варваринской, Покровской церквях, в Благовещенском и Петропавловском соборах, в составе хора учащихся шестого городского начального училища и других хоровых коллективов.
17 мая 1883 года (днем) Федор Шаляпин впервые посещает Казанский городской театр, смотрит пьесу П.П. Сухонина «Русская свадьба в исходе XVI века». А вечером того же дня (предположительно) присутствует на сборном спектакле из сцен «Не в свои сани не садись» А.Н.Островского, в бенефис М.И. Писарева, «Записок сумасшедшего» Н.В. Гоголя, «Волжских сцен» с участием В.Н. Андреева-Бурлака. 31 июля 1887 года посещает (?) литературно-драматический вечер В.Н. Андреева-Бурлака. Впечатления от мастерства выдающегося актера остались у него на всю жизнь. В октябре 1883 года смотрит пьесу А.Н.Островского «Гроза», 29 декабря присутствует (?) на представлении драмы В.П. Буренина и А.С. Суворина «Медея» в Городском театре. «Вечером давали «Медею». Её играла Пальчикова, Язона – Стрельский… Театр свел меня с ума, сделал почти невменяемым.»(«Страницы из моей жизни»).
Летом 1883 года работает на заводе искусственных минеральных вод, наклеивает этикетки на бутылках, кроме этого, помогает отцу в переписке служебных бумаг.
18 января 1884 года у Ф.И.Шаляпина родился брат Василий.
Летом Федор работает служкой в церкви Спасо-Преображенского монастыря.
30 августа 1884 года он впервые посещает оперный спектакль «Жизнь за царя», поставленный в Казанском городском театре труппой П.М.Медведева, представление произвело неизгладимое впечатление на подростка. 2 сентября 1884 года он впервые выступает статистом в этом и других спектаклях.
В июне 1885 года отец устраивает Федора писцом в ссудную кассу банкирской конторы «А.А.Печенкина и К» (угол Б. Проломной и Гостинодворской улиц, дом В.И. Заусайлова, ныне ул. Баумана, 36/12), где он проработал до середины сентября.
Летом Федор начинает посещать представления в летнем театре Панаевского сада.
21 сентября (?) Федор Шаляпин по настоянию отца уезжает в г. Арск Казанской губернии учиться в двухклассном училище с преподаванием ремесел (переплетного, столярного, сапожного), поет в хоре местной церкви. В связи с болезнью матери в декабре 1885 года он в возвращается в Казань.
1 января – 23 февраля 1886 года Шаляпин продолжает посещать драматические и оперные спектакли в Казанском городском театре (24 февраля участвует в хоре мальчиков в опере Дж. Мейербера «Пророк»), летом – представления в Панаевском и Износковском садах.
14 апреля родился, а 21 — скончался брат Николай.
20 июня 1886 года Шаляпин поступает писцом «без вознаграждения за труды» в Казанскую уездную земскую управу, а 27 ноября зачисляется в штат.
В1887 году он продолжает петь в составе различных хоров на торжествах, церковных праздниках. 10 июля (?)неудачно пытается выступить в эпизодической роли жандарма Роже в мелодраме «Бродяги» на сцене Панаевского театра , переживает свой провал, три дня не является домой и на службу, получает взыскание в Казанской уездной земской управе.
В октябре – декабре 1887 г. – Шаляпин посещает оперные и драматические спектакли товарищества под управлением П.М.Медведева в городском театре, летом 1888 г. – спектакли антрепризы В.Б.Серебрякова в Панаевском саду с участием С.Я.Семенова-Самарского, В.В.Чарского, В.Н.Давыдова, П.Адамяна.
12 мая 1888 г. Ф.И.Шаляпин в составе церковного хора поет на похоронах В.Н. Андреева-Бурлака, участвует в траурной процессии.
В сентябре 1888 года Шаляпин пытается поступить в хор оперной труппы А.А.Орлова- Соколовского, но по причине мутации голоса получает отказ. (В этом хоре около трех недель пел А.Пешков). В некоторых спектаклях он выступает статистом.
10 октября 1888 года И.Я..Шаляпин уволен со службы в канцелярии Казанской уездной земской управы.
30 апреля – 31 августа 1889 года Федор Шаляпин посещает спектакли комической оперы антрепризы В.Б.Серебрякова в летнем театре Панаевского сада, с сентября выступает здесь в качестве статиста.
29 марта 1890 года – первое сольное выступление Ф.И. Шаляпина в Городском театре. Он исполнил партию Зарецкого в опере П.И.Чайковского «Евгений Онегин» в постановке Казанского общества любителей сценического искусства и учащихся музыкальной школы под управлением С.В. Гилева.
1890 (?) поступает на службу в Судебную палату (Петропавловский переулок. Ныне – ул. Рахматуллина, 6), откуда его вскоре увольняют за утерю казенных бумаг.
В начале июня Шаляпины уезжают в Астрахань, безуспешно надеясь получить там работу. В конце июня Федор Шаляпин возвращается по Волге в Казань, занимаясь по пути разгрузкой барж.
В конце августа 1890 года Ф.И. Шаляпин заключает первый театральный контракт с антрепренером С.Я.Семеновым — Самарским на службу хористом Русской комической оперы и оперетты на осенне-зимний сезон в Уфу.
Начинается творческий путь будущего великого артиста.
Ф.И.Шаляпин всегда с теплотой вспоминал Казань, бывал в родном городе 14-22 марта 1897 года, около 25 апреля-12 мая1899, 13-16 сентября 1909, 31 августа- 7 сентября 1912, 25 мая 1916 (проездом, проплывая на пароходе «Гончаров», из Нижнего Новгорода). Предположительно (по воспоминаниям Е.П. Пешковой, рассказанным Н.Ф. Калинину) Ф.И.Шаляпин не один раз посещал Казань в советское время.
Приезд певца в 1912 году был связан с его желанием собрать материалы для будущей автобиографии. В 1916 году в Форосе, по настоятельной рекомендации и непосредственном участии А.М.Горького, по устным воспоминаниям Ф.И. Шаляпина, создан текст «Страницы из моей жизни», опубликованный в журнале «Летопись» в 1917 году.
Неоднократно артист оказывал благотворительную помощь казанцам. Так, в начале 1912 года после концерта в Москве в пользу голодающих, часть средств была направлена им Казанской земской управе. 5 сентября, после посещения им шестого казанского городского начального училища, артист внес 2000 руб. на счет третьей мужской гимназии с тем, чтобы проценты от них поступали в качестве платы за обучение одного из талантливых воспитанников училища. Именной стипендиат избирался советом гимназии и заведующим (первым стал воспитанник Кульков). Шаляпин материально поддерживал также некоторых казанских знакомых.
Спустя почти 100 лет, Литературно-мемориальным музеем А.М.Горького (с 2018 года – Музеем А.М.Горького и Ф.И.Шаляпина) и Казанским обществом любителей творчества Ф.И.Шаляпина было инициировано вручение именной Шаляпинской стипендии лучшим молодым вокалистам Казани. Лауреатами были Аида Гарифуллина, Алексей Тихомиров, Владимир Васильев и другие прославленные ныне исполнители.
Имя Ф.И.Шаляпина в разные годы увековечивается на его Родине. Еще в 1915 году Казанской городской думой было принято решение присвоить шестому городскому начальному училищу имя артиста в честь 25-летия его артистической деятельности. С годами одна из центральных улиц Казани получила его имя. С 1982 года на сцене Татарского государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля проводятся оперные фестивали им. Ф.И. Шаляпина (с 1991года они приобрели статус Международных). 29 августа 1999 года на центральной улице Баумана у колокольни Богоявленского собора, в котором 14 февраля 1873 года был крещён будущий артист, установлен памятник Ф.И.Шаляпину (скульптор А.Балашов).
Одним из хранителей памяти о Федоре Ивановиче Шаляпине является Музей А.М.Горького и Ф.И.Шаляпина. В 1968 году здесь была построена первая экспозиция о великом артисте, его дружбе с А.М. Горьким. Бережно сохраняются личные вещи Ф.И. Шаляпина, переданные музею его дочерью И.Ф. Шаляпиной (1900-1978). С 1949 года и до конца жизни она поддерживала связь с музеем А.М. Горького, внеся большой вклад в увековечивание памяти великого артиста на его родине.
В 1928 году Ф.И. Шаляпин, узнав о пребывании Горького в Казани, сообщает в письме другу: «Как перед глазами вырос в памяти моей этот «прекраснейший» (для меня, конечно) из всех городов мира – город. Вспомнил всю мою разнообразную жизнь в нем: счастье и несчастье, будни и масленицы, гимназисток и магазинок, ссудные кассы и сапожные мастерские и чуть не заплакал, остановив воображение у дорогого Казанского городского театра!..»