Интерактивная программа с мастер-классом «Алёшкины лепешки»

«Горький и татарские писатели».

Горький и татарские писателиВ фондах музея А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина хранятся личные вещи, книги, документы отдельных татарских писателей. Некоторые из них были связаны с М. Горьким. «Я горячо желаю яркого расцвета татарской поэзии и прозы, но это может быть достигнуто только строгим отношением к задачам литературы», – это был своеобразный завет Горького, адресованный начинающим авторам (М. Елизарова, А. Кутуй, Х. Такташ, М. Амир, К. Наджми, Ш. Камал и др.). На занятии даётся краткий обзор обстоятельств, при которых происходили их личные встречи с М. Горьким в 1920–30-е годы, а также приводятся факты об интересе Горького к творчеству писателей-татар конца ХIХ – начала ХХ века (Г. Тукай, Г. Кулахметов, Ш. Камал, Г. Исхаки). Занятие сопровождается показом документов, книг, фотографий.

«Горит, горит, окно Туфана…»

Хасан Туфан (Хисбулла Фахриевич Гульгизин-Хазратов-Кусинов) (1900–1981) – известный татарский поэт. Определяющее значение в его образовании имело обучение в одном из лучших учебных заведений – Уфимском медресе «Галия». Здесь он посещал музыкально-литературный кружок шакирда медресе, молодого поэта Шаехзаде Бабича. С начала 1915 года его учителем литературы становится известный татарский писатель Галимджан Ибрагимов. В медресе он также познакомился с Сагитом Рамеевым, Маджитом Гафури, Сагитом Сунчелеем.

Печататься Хасан Туфан начал с 1924 года. Уже через несколько лет о нём говорили и читатели, и критики, и литературная общественность. Одним из первых он поднял тему рабочего класса, его труда и борьбы в татарской поэзии. В 1920–30-е годы Х. Туфан создаёт лирико-эпические поэмы, вошедшие в золотой фонд татарской литературы («Уральские эскизы», «Между двух эпох», «Бибиевы» и др.). Многие лирические стихи поэта стали популярными песнями. В 1950–60-е годы он пишет целый ряд произведений, которые вправе считаться жемчужинами татарской поэзии. В его позднем творчестве прослеживается углубление социального анализа, значимость поднятых проблем, напряжённость мысли.

Во время музейного занятия детально рассматривается поэма Х. Туфана «Бибиевы», демонстрируются документы, книги, фотографии из фондов музея А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина.

«Человек-легенда»

 Выступление Н.Даули в Казанском музее А.М. Горького. 1970-еНаби Даули (Набиулла Хасанович Давлетшин) (1910–1989) – писатель, создавший более 360 произведений в разных жанрах, многие из которых переведены на русский и другие языки. Это писатель с необычной судьбой: с августа 1941 по апрель 1945 года он находился в фашистских концлагерях на территории Белоруссии, затем был переведён в тюрьму Бухенвальд-Дора, откуда смог бежать(!).

Много внимания в творчестве Наби Даули уделено военной теме. Им созданы: поэма о Мусе Джалиле «Окоп в Берлине», «Письмо из госпиталя», «Я тебе пишу», «Поэма о моих друзьях» и др. В них отразилось всё, что было пережито им в суровые годы, особенно это касается повести «Между жизнью и смертью», романа «Разрушенный бастион». Среди других его сочинений, которые приобрели известность, повести: «Язмышка юл», «Без доньяга килдек», «Серле сэйлэшyчелер», «Аксак», «Нужа кайда юк», рассказы «Бельгия тэрэзэлэре», «Авыл хикиясе» и др.

Изучение творчества Н. Даули входит в школьную программу по татарской литературе. На музейном занятии, которое проводит дочь писателя, сотрудник музея А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина Гульфия Набиулловна Давлетшина, демонстрируются материалы из семейного архива потомков, книги, документы из фондов музея А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина. Звучат песни татарских композиторов на слова Н. Даули, демонстрируются отрывки из фильма «Я смотрю тебе в глаза», посвящённого «Человеку-легенде».

«Жизнь и творчество Гаяза Исхаки»

№10 - Г.Исхаки (слева). 1910-еУчился в медресе городов Чистополя и Казани. В 1899 году поступил в русскую учительскую школу города Казани. Его первое сочинение «Радости познания» вышло в свет в 1896 году и имело огромный успех среди читателей. В последующий период он напишет такие произведения, как «Девушка из шапочной мастерской», «Дочь нищего», «Сын богача», «Две любви» и другие романы и драмы. В период 1905–1917 годов он создаёт около 30 романов, драм, рассказов. Наиболее известные: «Ад», «Жизнь ли это?», «Мулла бабай», «Солдат», «Бредни», «Зулейха», «Учительница».

Описание быта, нравов и обычаев татарского народа, идеи просветительства – всё это можно найти на страницах произведений Г. Исхаки. К творчеству писателя проявляет интерес А. М. Горький, существует их переписка. Классические драмы «Зулейха» и «Учительница» ставились на сценах татарских театров вплоть до 1923 года, до того времени, когда советское руководство узнало об эмиграции писателя и его антибольшевистской деятельности. С этого времени издание произведений Г. Исхаки в России было запрещено (возобновлено лишь в последние десятилетия).

Лекция сопровождается показом фотографий, сочинений, изданных в последние годы, документов, копий писем А. М. Горького к Г. Исхаки.

«А. С. Пушкин в жизни Ф. И. Шаляпина»

Показать силу творческого влияния и эмоционального воздействия произведений великого русского поэта А. С. Пушкина на Ф. И. Шаляпина, особенно проявившихся в созданных им вокально-сценических образах, – основная цель прочтения лекции.

Используются тексты Ф. И. Шаляпина и лиц из его окружения для демонстрации хорошего знания певцом творчества любимого поэта. Отмечаются пушкинские традиции в творчестве Шаляпина.

Демонстрируются фотографии, произведения русских художников, запечатлевшие певца в созданных им сценических образах (кратко сообщаются сюжеты оперных спектаклей, история их создания). Констатируется высокое мастерство Шаляпина при исполнении в концертных программах песен и романсов на стихи А. С. Пушкина.

На лекции предполагается прослушивание записей голоса Ф. И. Шаляпина.

«А. М. Горький и Л. Н. Толстой».

Прослеживается история взаимоотношений двух выдающихся представителей российской культуры – Максима Горького и Фёдора Шаляпина. Отмечается роль казанского и последующих периодов жизни каждого из них, позволивших Горькому назвать своего друга «товарищем по судьбе». И теплота человеческой привязанности, и взаимность творческого интереса сопровождали их более тридцати лет, стали важным явлением русской культуры. Встречи писателя и артиста расширяли «содружество муз», столь органичное для эпохи Серебряного века. Рассматриваются их контакты на фоне разнообразных событий, происходивших в России в первые десятилетия ХХ века. (Не исключены проявившиеся факты серьёзных различий в личностных и общественных позициях друзей).

Сообщается об их совместной работе над первой автобиографией Шаляпина «Страницы из моей жизни», напечатанной в журнале «Летопись» (1917), основанном Горьким. Рассказывается о книге артиста «Маска и душа. Мои сорок лет на театрах» (1932), в которой немало места уделено Горькому, его роли в художественно-общественной жизни. В Шаляпине, друге и единомышленнике, любившем горьковские произведения, находившемся под большим его влиянием, Горький видел символ демократической России и народной силы.

Даётся информация об увековечении памяти писателя и артиста в России, в том числе в Казани.

«А. М. Горький и Ф. И. Шаляпин».

Прослеживаются взаимоотношения двух выдающихся представителей русской культуры – Л. Н. Толстого и А. М. Горького, живших в сложный для России исторический период рубежа ХIХ–ХХ веков. Рассматриваются жизненные ситуации, в которых проходили их встречи и мысли, их волновавшие (используются записи дневников, переписка, воспоминания современников). Анализируется литературный портрет «самого сложного из людей ХIХ века» в созданном Горьким очерке «Лев Толстой», в котором находим виртуозное изображение внешности писателя, связанной с характеристикой его внутреннего мира. Интересны мысли Горького о талантливости и многогранности Толстого, его аристократизме, величии, неприемлемости для автора суждения о «непротивлении злу насилием», которое пропагандировал Толстой, об отношении его к отдельным писателям, литературе, искусству и др.

Отмечается связь Л. Н. Толстого и А. М. Горького с Казанью, обстоятельства их пребывания в этом городе, отражённые впоследствии в творчестве авторов.

«Казанские университеты» А. М. Горького.

Пекарня А.С. Деренкова.Литературно-мемориальный музей А.М. Горького.Реконструкция. 1980-еРаскрытие казанского периода жизни писателя (1884–1888),времени духовного становления личности, формирования основ мировоззрения, которое отразилось затем в творчестве М. Горького.

Пёстрым был калейдоскоп его жизненных впечатлений. Пешков испытал «разные работы»: был грузчиком, крендельщиком, садовником, певцом, рыл погреба, разбирал старые здания и заборы… Кроме босяков, он общался с самоотверженными героями народничества, с фанатиками идеи социализма и просто «российскими жителями», изуродованными тяжкой отечественной историей. Не только «свинцовые мерзости дикой русской жизни» имели место в сочинениях Горького «казанского цикла» («Мои университеты», «Хозяин», «Бывшие люди», «Случай из жизни Макара» и др.), но и светлое начало, врачующее душу автобиографического героя. Таковыми были добрые люди, а также книги, музыка, природа… «Физически я родился в Нижнем Новгороде,… духовно – в Казани. Казань – любимейший из моих «университетов»», – скажет Горький – мыслитель и художник.

 «Казань в жизни Ф. И. Шаляпина».

Суконная слобода в Казани. Конец ХIХРаскрывается роль казанского периода жизни Ф. И. Шаляпина (1873–1890) в становлении его как личности и как выдающегося певца и артиста. Отмечается крестьянское происхождение Шаляпина, даются сведения об его учёбе в Казани и Арске, разнообразии его занятий в нелёгкий ранний период жизни. Это сапожное, переплётное, столярное ремёсла, работа писарем, певчим в церковном хоре, статистом в театре и др. Воспитанное в Казани трудолюбие сыграет большую роль в его дальнейшей творческой судьбе. Особое внимание уделено показу влияния фольклора и музыкально-театральной культуры (в том числе церковного песнопения) Казани конца ХIХ века на творческое воображение Шаляпина. Констатируется поразительная предрасположенность артистической натуры Шаляпина к непосредственно яркому восприятию явлений искусства – будь-то слово, музыка, краски или пластика. «Театр свёл меня с ума, сделал почти невменяемым», – скажет он впоследствии.

Демонстрируется любовь артиста к Казани, которую он назовёт в письме к другу А. М. Горькому «любимейшим из всех городов мира». В сотрудничестве с писателем появится книга воспоминаний артиста о казанском прошлом «Страницы из моей жизни» (1918). К этой теме Шаляпин будет обращаться в течение всей жизни, о чём свидетельствуют его книга «Маска и душа» (1932), эпистолярное наследие, воспоминания современников.

Даются сведения об увековечении памяти Ф. И. Шаляпина в Казани.

На лекции можно услышать записи голоса Ф. И. Шаляпина.

«Сценические образы, созданные Ф. И. Шаляпиным».

Ф.И.Шаляпин в роли МефистофеляНа примере созданных Ф. И. Шаляпиным сценических образов Алеко, Ивана Сусанина, Демона, Мефистофеля, Бориса Годунова демонстрируется талант и мастерство великого артиста, мировое значение его творчества. Предполагается краткое знакомство с сюжетами оперных спектаклей, о которых идёт речь.

Перечисляются факторы, послужившие творческому становлению артиста Ф. И. Шаляпина: знакомство с музыкально-сценическими жанрами в юные годы в Казани (подчёркивается казанское происхождение Ф. И. Шаляпина), учёба у Д. Усатова, М. Дальского, наблюдения за творчеством выдающихся артистов, общение с С. И. Мамонтовым и музыкантами, художниками из его театра, дружба с С. В. Рахманиновым, А. М. Горьким, К. Коровиным и др.

Отмечается неудовлетворённость Ф. И. Шаляпина в течение всего сценического пути создаваемыми им сложными образами Мефистофеля (оперы «Фауст», «Мефистофель») и Бориса Годунова (опера «Борис Годунов»), характеризуя его как творческую натуру, способную к постоянному труду.

Использование при рассказе фонотеки, фототеки, воспоминаний певца и его современников.

«Ф. И. Шаляпин и русское искусство»

Ф.Шаляпин в роли Бориса Годунова. Художник А.Я. ГоловинВ истории музыкального театра России конца XIX – начала ХХ века творчество Ф. Шаляпина занимает особое место. С его именем связано осуществление реформы в музыкальном театре, когда оперный спектакль стал синтезом искусств – музыки, исполнительского мастерства, изобразительного и драматического искусств. Такое соединение было мечтой и основной задачей, которую ставил перед собой в творчестве Ф. Шаляпин. С этого времени принято говорить о шаляпинской школе актёрского мастерства в искусстве.

Но особого внимания заслуживает художественная среда, которая формировала Ф. Шаляпина и оказывала на него сильное влияние. По выражению С. Мамонтова, молодой артист буквально «жрал» знания. Известно, что певец общался с разными представителями культурной жизни России того времени: Д. Усатовым, Т. Филипповым, В. Андреевым, Э. Направником. Он учился и совершенствовал своё мастерство под влиянием выдающихся оперных артистов Мариинского театра Ф. Стравинского, Н. Фигнера, И. Ершова, М. Корякина и других. Особая роль в формировании оперного певца Ф. Шаляпина принадлежит «собирателю русской сцены» – С. Мамонтову. В его театре состоялось знакомство Ф. Шаляпина с русскими художниками, изменившими облик сценического искусства, сценографии конца XIX – начала ХХ века. Лекция «Ф. Шаляпин и русское искусство» раскрывает творческие связи певца с известными художниками.

«Л. Н. Толстой и Казань»

Лекция посвящена казанскому периоду жизни Л. Н. Толстого (1841–1847) – времени окончания детства, недолгого отрочества и начала взросления будущего гения, когда формировалась его личность. Приводятся сведения о родственниках, связанных с Казанью, об университете, где юный Толстой проучился два года и семь месяцев, его самообразовании. История духовного становления Толстого восстанавливается на широком фоне культурной жизни города 1840-х годов.

О собственных мучительных поисках смысла жизни, нравственного идеала, скрытых общих закономерностей бытия.

О том, как пребывание в Казани отразилось впоследствии в художественном творчестве писателя. Казанские «мотивы» вполне отчётливо слышатся не только в повестях «Отрочество», «Юность» и рассказе «После бала» (это известные факты), но и в других художественных текстах. Рисуя картины социального неравенства и праздности образованных слоёв, писатель в жёсткой форме ставил перед обществом вопросы смысла жизни и веры.