Интерактивная программа с мастер-классом «Алёшкины лепешки»

«Горький и татарские писатели».

Горький и татарские писателиВ фондах Литературно-мемориального музея А. М. Горького хранятся личные вещи, книги, документы отдельных татарских писателей. Некоторые из них были связаны с М. Горьким. «Я горячо желаю яркого расцвета татарской поэзии и прозы, но это может быть достигнуто только строгим отношением к задачам литературы», – это был своеобразный завет Горького, адресованный начинающим авторам (М. Елизарова, А. Кутуй, Х. Такташ, М. Амир, К. Наджми, Ш. Камал и др.). На занятии даётся краткий обзор обстоятельств, при которых происходили их личные встречи с М. Горьким в 1920–30-е годы, а также приводятся факты об интересе Горького к творчеству писателей-татар конца ХIХ – начала ХХ века (Г. Тукай, Г. Кулахметов, Ш. Камал, Г. Исхаки). Занятие сопровождается показом документов, книг, фотографий.

«Горит, горит, окно Туфана…»

Хасан Туфан (Хисбулла Фахриевич Гульгизин-Хазратов-Кусинов) (1900–1981) – известный татарский поэт. Определяющее значение в его образовании имело обучение в одном из лучших учебных заведений – Уфимском медресе «Галия». Здесь он посещал музыкально-литературный кружок шакирда медресе, молодого поэта Шаехзаде Бабича. С начала 1915 года его учителем литературы становится известный татарский писатель Галимджан Ибрагимов. В медресе он также познакомился с Сагитом Рамеевым, Маджитом Гафури, Сагитом Сунчелеем.

Печататься Хасан Туфан начал с 1924 года. Уже через несколько лет о нём говорили и читатели, и критики, и литературная общественность. Одним из первых он поднял тему рабочего класса, его труда и борьбы в татарской поэзии. В 1920–30-е годы Х. Туфан создаёт лирико-эпические поэмы, вошедшие в золотой фонд татарской литературы («Уральские эскизы», «Между двух эпох», «Бибиевы» и др.). Многие лирические стихи поэта стали популярными песнями. В 1950–60-е годы он пишет целый ряд произведений, которые вправе считаться жемчужинами татарской поэзии. В его позднем творчестве прослеживается углубление социального анализа, значимость поднятых проблем, напряжённость мысли.

Во время музейного занятия детально рассматривается поэма Х. Туфана «Бибиевы», демонстрируются документы, книги, фотографии из фондов Литературно-мемориального музея А. М. Горького.

«Человек-легенда»

 Выступление Н.Даули в Казанском музее А.М. Горького. 1970-еНаби Даули (Набиулла Хасанович Давлетшин) (1910–1989) – писатель, создавший более 360 произведений в разных жанрах, многие из которых переведены на русский и другие языки. Это писатель с необычной судьбой: с августа 1941 по апрель 1945 года он находился в фашистских концлагерях на территории Белоруссии, затем был переведён в тюрьму Бухенвальд-Дора, откуда смог бежать(!).

Много внимания в творчестве Наби Даули уделено военной теме. Им созданы: поэма о Мусе Джалиле «Окоп в Берлине», «Письмо из госпиталя», «Я тебе пишу», «Поэма о моих друзьях» и др. В них отразилось всё, что было пережито им в суровые годы, особенно это касается повести «Между жизнью и смертью», романа «Разрушенный бастион». Среди других его сочинений, которые приобрели известность, повести: «Язмышка юл», «Без доньяга килдек», «Серле сэйлэшyчелер», «Аксак», «Нужа кайда юк», рассказы «Бельгия тэрэзэлэре», «Авыл хикиясе» и др.

Изучение творчества Н. Даули входит в школьную программу по татарской литературе. На музейном занятии, которое проводит дочь писателя, сотрудник Литературно-мемориального музея А. М. Горького Гульфия Набиулловна Давлетшина, демонстрируются материалы из семейного архива потомков, книги, документы из фондов Литературно-мемориального музея А. М. Горького. Звучат песни татарских композиторов на слова Н. Даули, демонстрируются отрывки из фильма «Я смотрю тебе в глаза», посвящённого «Человеку-легенде».

«Жизнь и творчество Гаяза Исхаки»

№10 - Г.Исхаки (слева). 1910-еУчился в медресе городов Чистополя и Казани. В 1899 году поступил в русскую учительскую школу города Казани. Его первое сочинение «Радости познания» вышло в свет в 1896 году и имело огромный успех среди читателей. В последующий период он напишет такие произведения, как «Девушка из шапочной мастерской», «Дочь нищего», «Сын богача», «Две любви» и другие романы и драмы. В период 1905–1917 годов он создаёт около 30 романов, драм, рассказов. Наиболее известные: «Ад», «Жизнь ли это?», «Мулла бабай», «Солдат», «Бредни», «Зулейха», «Учительница».

Описание быта, нравов и обычаев татарского народа, идеи просветительства – всё это можно найти на страницах произведений Г. Исхаки. К творчеству писателя проявляет интерес А. М. Горький, существует их переписка. Классические драмы «Зулейха» и «Учительница» ставились на сценах татарских театров вплоть до 1923 года, до того времени, когда советское руководство узнало об эмиграции писателя и его антибольшевистской деятельности. С этого времени издание произведений Г. Исхаки в России было запрещено (возобновлено лишь в последние десятилетия).

Лекция сопровождается показом фотографий, сочинений, изданных в последние годы, документов, копий писем А. М. Горького к Г. Исхаки.

«А. С. Пушкин в жизни Ф. И. Шаляпина»

Показать силу творческого влияния и эмоционального воздействия произведений великого русского поэта А. С. Пушкина на Ф. И. Шаляпина, особенно проявившихся в созданных им вокально-сценических образах, – основная цель прочтения лекции.

Используются тексты Ф. И. Шаляпина и лиц из его окружения для демонстрации хорошего знания певцом творчества любимого поэта. Отмечаются пушкинские традиции в творчестве Шаляпина.

Демонстрируются фотографии, произведения русских художников, запечатлевшие певца в созданных им сценических образах (кратко сообщаются сюжеты оперных спектаклей, история их создания). Констатируется высокое мастерство Шаляпина при исполнении в концертных программах песен и романсов на стихи А. С. Пушкина.

На лекции предполагается прослушивание записей голоса Ф. И. Шаляпина.

«А. М. Горький и Л. Н. Толстой».

Прослеживается история взаимоотношений двух выдающихся представителей российской культуры – Максима Горького и Фёдора Шаляпина. Отмечается роль казанского и последующих периодов жизни каждого из них, позволивших Горькому назвать своего друга «товарищем по судьбе». И теплота человеческой привязанности, и взаимность творческого интереса сопровождали их более тридцати лет, стали важным явлением русской культуры. Встречи писателя и артиста расширяли «содружество муз», столь органичное для эпохи Серебряного века. Рассматриваются их контакты на фоне разнообразных событий, происходивших в России в первые десятилетия ХХ века. (Не исключены проявившиеся факты серьёзных различий в личностных и общественных позициях друзей).

Сообщается об их совместной работе над первой автобиографией Шаляпина «Страницы из моей жизни», напечатанной в журнале «Летопись» (1917), основанном Горьким. Рассказывается о книге артиста «Маска и душа. Мои сорок лет на театрах» (1932), в которой немало места уделено Горькому, его роли в художественно-общественной жизни. В Шаляпине, друге и единомышленнике, любившем горьковские произведения, находившемся под большим его влиянием, Горький видел символ демократической России и народной силы.

Даётся информация об увековечении памяти писателя и артиста в России, в том числе в Казани.

«А. М. Горький и Ф. И. Шаляпин».

Прослеживаются взаимоотношения двух выдающихся представителей русской культуры – Л. Н. Толстого и А. М. Горького, живших в сложный для России исторический период рубежа ХIХ–ХХ веков. Рассматриваются жизненные ситуации, в которых проходили их встречи и мысли, их волновавшие (используются записи дневников, переписка, воспоминания современников). Анализируется литературный портрет «самого сложного из людей ХIХ века» в созданном Горьким очерке «Лев Толстой», в котором находим виртуозное изображение внешности писателя, связанной с характеристикой его внутреннего мира. Интересны мысли Горького о талантливости и многогранности Толстого, его аристократизме, величии, неприемлемости для автора суждения о «непротивлении злу насилием», которое пропагандировал Толстой, об отношении его к отдельным писателям, литературе, искусству и др.

Отмечается связь Л. Н. Толстого и А. М. Горького с Казанью, обстоятельства их пребывания в этом городе, отражённые впоследствии в творчестве авторов.

«Казанские университеты» А. М. Горького.

Пекарня А.С. Деренкова.Литературно-мемориальный музей А.М. Горького.Реконструкция. 1980-еРаскрытие казанского периода жизни писателя (1884–1888),времени духовного становления личности, формирования основ мировоззрения, которое отразилось затем в творчестве М. Горького.

Пёстрым был калейдоскоп его жизненных впечатлений. Пешков испытал «разные работы»: был грузчиком, крендельщиком, садовником, певцом, рыл погреба, разбирал старые здания и заборы… Кроме босяков, он общался с самоотверженными героями народничества, с фанатиками идеи социализма и просто «российскими жителями», изуродованными тяжкой отечественной историей. Не только «свинцовые мерзости дикой русской жизни» имели место в сочинениях Горького «казанского цикла» («Мои университеты», «Хозяин», «Бывшие люди», «Случай из жизни Макара» и др.), но и светлое начало, врачующее душу автобиографического героя. Таковыми были добрые люди, а также книги, музыка, природа… «Физически я родился в Нижнем Новгороде,… духовно – в Казани. Казань – любимейший из моих «университетов»», – скажет Горький – мыслитель и художник.

 «Казань в жизни Ф. И. Шаляпина».

Суконная слобода в Казани. Конец ХIХРаскрывается роль казанского периода жизни Ф. И. Шаляпина (1873–1890) в становлении его как личности и как выдающегося певца и артиста. Отмечается крестьянское происхождение Шаляпина, даются сведения об его учёбе в Казани и Арске, разнообразии его занятий в нелёгкий ранний период жизни. Это сапожное, переплётное, столярное ремёсла, работа писарем, певчим в церковном хоре, статистом в театре и др. Воспитанное в Казани трудолюбие сыграет большую роль в его дальнейшей творческой судьбе. Особое внимание уделено показу влияния фольклора и музыкально-театральной культуры (в том числе церковного песнопения) Казани конца ХIХ века на творческое воображение Шаляпина. Констатируется поразительная предрасположенность артистической натуры Шаляпина к непосредственно яркому восприятию явлений искусства – будь-то слово, музыка, краски или пластика. «Театр свёл меня с ума, сделал почти невменяемым», – скажет он впоследствии.

Демонстрируется любовь артиста к Казани, которую он назовёт в письме к другу А. М. Горькому «любимейшим из всех городов мира». В сотрудничестве с писателем появится книга воспоминаний артиста о казанском прошлом «Страницы из моей жизни» (1918). К этой теме Шаляпин будет обращаться в течение всей жизни, о чём свидетельствуют его книга «Маска и душа» (1932), эпистолярное наследие, воспоминания современников.

Даются сведения об увековечении памяти Ф. И. Шаляпина в Казани.

На лекции можно услышать записи голоса Ф. И. Шаляпина.

«Сценические образы, созданные Ф. И. Шаляпиным».

Ф.И.Шаляпин в роли МефистофеляНа примере созданных Ф. И. Шаляпиным сценических образов Алеко, Ивана Сусанина, Демона, Мефистофеля, Бориса Годунова демонстрируется талант и мастерство великого артиста, мировое значение его творчества. Предполагается краткое знакомство с сюжетами оперных спектаклей, о которых идёт речь.

Перечисляются факторы, послужившие творческому становлению артиста Ф. И. Шаляпина: знакомство с музыкально-сценическими жанрами в юные годы в Казани (подчёркивается казанское происхождение Ф. И. Шаляпина), учёба у Д. Усатова, М. Дальского, наблюдения за творчеством выдающихся артистов, общение с С. И. Мамонтовым и музыкантами, художниками из его театра, дружба с С. В. Рахманиновым, А. М. Горьким, К. Коровиным и др.

Отмечается неудовлетворённость Ф. И. Шаляпина в течение всего сценического пути создаваемыми им сложными образами Мефистофеля (оперы «Фауст», «Мефистофель») и Бориса Годунова (опера «Борис Годунов»), характеризуя его как творческую натуру, способную к постоянному труду.

Использование при рассказе фонотеки, фототеки, воспоминаний певца и его современников.

«Ф. И. Шаляпин и русское искусство»

Ф.Шаляпин в роли Бориса Годунова. Художник А.Я. ГоловинВ истории музыкального театра России конца XIX – начала ХХ века творчество Ф. Шаляпина занимает особое место. С его именем связано осуществление реформы в музыкальном театре, когда оперный спектакль стал синтезом искусств – музыки, исполнительского мастерства, изобразительного и драматического искусств. Такое соединение было мечтой и основной задачей, которую ставил перед собой в творчестве Ф. Шаляпин. С этого времени принято говорить о шаляпинской школе актёрского мастерства в искусстве.

Но особого внимания заслуживает художественная среда, которая формировала Ф. Шаляпина и оказывала на него сильное влияние. По выражению С. Мамонтова, молодой артист буквально «жрал» знания. Известно, что певец общался с разными представителями культурной жизни России того времени: Д. Усатовым, Т. Филипповым, В. Андреевым, Э. Направником. Он учился и совершенствовал своё мастерство под влиянием выдающихся оперных артистов Мариинского театра Ф. Стравинского, Н. Фигнера, И. Ершова, М. Корякина и других. Особая роль в формировании оперного певца Ф. Шаляпина принадлежит «собирателю русской сцены» – С. Мамонтову. В его театре состоялось знакомство Ф. Шаляпина с русскими художниками, изменившими облик сценического искусства, сценографии конца XIX – начала ХХ века. Лекция «Ф. Шаляпин и русское искусство» раскрывает творческие связи певца с известными художниками.

«Л. Н. Толстой и Казань»

Лекция посвящена казанскому периоду жизни Л. Н. Толстого (1841–1847) – времени окончания детства, недолгого отрочества и начала взросления будущего гения, когда формировалась его личность. Приводятся сведения о родственниках, связанных с Казанью, об университете, где юный Толстой проучился два года и семь месяцев, его самообразовании. История духовного становления Толстого восстанавливается на широком фоне культурной жизни города 1840-х годов.

О собственных мучительных поисках смысла жизни, нравственного идеала, скрытых общих закономерностей бытия.

О том, как пребывание в Казани отразилось впоследствии в художественном творчестве писателя. Казанские «мотивы» вполне отчётливо слышатся не только в повестях «Отрочество», «Юность» и рассказе «После бала» (это известные факты), но и в других художественных текстах. Рисуя картины социального неравенства и праздности образованных слоёв, писатель в жёсткой форме ставил перед обществом вопросы смысла жизни и веры.