Быков Д.Л. Горький / Дмитрий Быков. – М.:Молодая гвардия, 2016. – 292 [12 ] с.:ил. – (Жизнь замечательных людей: Малая серия: сер. биогр.; вып.105)
«Максим Горький — знаменитейший советский писатель, увековеченный в названиях городов, улиц, самолетов и почти исчезнувший из культурного обихода в новую, постсоветскую эпоху. Много лет его превозносили как «буревестника революции», преданного приверженца и пропагандиста коммунистических идей, а потом за это же осуждали. Между тем он никогда не был стопроцентным большевиком, его творческий метод не укладывается в прокрустово ложе «социалистического реализма», а его биография далека от стандартов пролетарской морали». В книге известного писателя, поэта, историка литературы Дмитрия Быкова Горький предстает незаурядным человеком, выдающимся мастером русской прозы, свидетелем и летописцем великих исторических событий. Книга выходит к восьмидесятилетию смерти писателя, сыгравшего выдающуюся роль в истории серии «ЖЗЛ»».
Сам автор, в предисловии к первому изданию, опишет историю создания этой книги: «Петербургское телевидение предложило мне написать сценарий фильма о Горьком к его 140-летию. Я за эту задачу взялся с радостью, поскольку Горького, со всеми оговорками, всегда любил и занимался им лет с восемнадцати, с курсовой работы по «Рассказам 1922–1924 годов». Огромное количество материала меня не останавливало, а скорей раззадоривало. Фильм мы сделали. В апреле 2008 года он вышел в эфир на Пятом канале, а потом и на диске — и вызвал споры, доказавшие, что списывать Горького со счетов отнюдь не пора. Горький продолжает будоражить умы, как занимался этим при жизни,— поскольку безошибочным чутьем угадывал самую больную проблему и самого сильного противника. Художественное качество его текстов здесь играет роль второстепенную — хотя по самому строгому счету он войдет в первую десятку русских прозаиков XX века, кто бы ее ни составлял.
Сколь ни ужасно слово «формат», против него не попрешь, и сценарий в процессе работы сократился чуть не вчетверо. Поскольку многое осталось недосказанным, а тема оказалась горячей,— я решил опубликовать очерк полностью, чтобы снять вопросы и высказаться по возможности исчерпывающе. Цель у меня одна — вернуть широкому читателю большого и сложного писателя, который при всех своих ошибках, отступлениях и заблуждениях всегда учил нетерпимости к скотству. Что-то подсказывает мне, что это хорошо».