Фотооткрытка. Сцена из спектакля «На дне» в постановке Московского Художественного театра. Москва. 1903 г.

Фотооткрытка. Сцена из спектакля «На дне» в постановке Московского Художественного театра. Москва. 1903 г.
Экспонаты

Еще одна фотооткрытка размером 13,7 x 8,8 см, отпечатанная в фототипии «Шерер, Набгольц и Ко.» в 1903 году, запечатлела сцену из спектакля по пьесе А.М.Горького «На дне». На ней — Барон, Настя и Татарин, в исполнении корифеев Художественного театра — Василия Качалова, Ольги Книппер и Александра Вишневского.

В.И.Немирович-Данченко утверждал: «…в бодрой легкости вся прелесть тона пьесы. И если  мне будут говорить, что это постановка Малого театра, я уверенно скажу, что это вранье. Напротив, играть трагедию (а «На дне» — трагедия) в таком тоне — явление на сцене совершенно новое». Немирович-Данченко нашел, по выражению Станиславского, «настоящую манеру играть  пьесы Горького», хотя сам Станиславский эту манеру – «просто докладывать роль» — не принял. Разногласия постановщиков привели к тому, что впервые ни Станиславский, ни Немирович-Данченко не подписали афиши. Не появились имена режиссеров и тогда, когда определился оглушительный успех спектакля. «Стон стоял. Было почти то же, что на первом представлении «Чайки». Такая же победа […] — писала Книппер мужу. — Главная-то красота спектакля та, что не сгущали краски,  было все просто, жизненно, без трагизма. Декорации великолепны. Театр наш снова вырос».

На сцене возникал незнакомый, пугающий мир ночлежки. В грязном темном подвале с тяжелыми каменными сводами, среди низких осклизлых нар с кучей наваленного грязного тряпья жили, страдали, умирали, философствовали люди, о которых Влас Дорошевич напишет после премьеры: «Вы, зритель, почувствовали, что он, бывший арестант, шулер, ночлежник, выше вас в эту минуту и умственно и нравственно». Актеры играли с достоверной точностью, но и с ощущением трагической приподнятости персонажей над грязной действительностью. О. Л. Книппер-Чехова подчеркивала в дешевой проститутке Насте, кутавшейся в грязную кофту и смолившей папиросы, пронзительную тоску по любви (пусть вычитанной из дешевых романов). В живописном Сатине — Станиславском жили прирожденная гордость, дерзость насмешника, сила, внушающая уважение. В. И. Качалов нашел в Бароне ту смесь чванства и самопрезрения, униженности и врожденного аристократизма, которая заставляла зрителей одновременно смеяться над этим облезлым остзейцем, и сострадать ему почти против воли.

Белов А.В.

Ещё больше вы увидиите в музее

Интересные экспонаты

Все
Экспонаты
  • Горький М. Полное собрание сочинений. Письма в двадцати четырех томах.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Горький М. Полное собрание сочинений. Письма в двадцати четырех томах.
    Матевосян Е.Р.Казань, 2009 г.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Матевосян Е.Р.Казань, 2009 г.
    Пятницкий К.П., Горький А.М., Тихомиров А.А., Пешкова Е.П. на Волге по пути на Кавказ. Июнь, 1903 г.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Пятницкий К.П., Горький А.М., Тихомиров А.А., Пешкова Е.П. на Волге по пути на Кавказ. Июнь, 1903 г.
    Скирмунт С.А. Москва. 1920-е гг.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Скирмунт С.А. Москва. 1920-е гг.
  • Горький М. Полное собрание сочинений. Письма в двадцати четырех томах.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Горький М. Полное собрание сочинений. Письма в двадцати четырех томах.
    Матевосян Е.Р.Казань, 2009 г.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Матевосян Е.Р.Казань, 2009 г.
    Пятницкий К.П., Горький А.М., Тихомиров А.А., Пешкова Е.П. на Волге по пути на Кавказ. Июнь, 1903 г.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Пятницкий К.П., Горький А.М., Тихомиров А.А., Пешкова Е.П. на Волге по пути на Кавказ. Июнь, 1903 г.
    Скирмунт С.А. Москва. 1920-е гг.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Скирмунт С.А. Москва. 1920-е гг.