«Гамлет» Шекспира. МХТ. Гамлет – В.И.Качалов. Фотооткрытка. Изд. А.А.Горожанкина. Москва

«Гамлет» Шекспира. МХТ. Гамлет – В.И.Качалов. Фотооткрытка. Изд. А.А.Горожанкина. Москва
Экспонаты

В нынешнем году исполнилось 145 лет со дня рождения  Василия Ивановича Качалова. Среди экспонатов, хранящихся в фондах Музея А.М.Горького и Ф.И.Шаляпина, несомненный интерес представляет серия фотооткрыток, запечатлевших постановку шекспировской трагедии –«Гамлета» на сцене Московского Художественного Театра, где главную роль сыграл великий артист. Интересна история постановки и интерпретации пьесы.

Премьера спектакля состоялась 23 декабря 1911 года. Роль художника и автора постановки отводилась великому реформатору театра Гордону Крэгу. Практическую работу с актерами осуществлял К.С. Станиславский.

Крэг и Станиславский впервые узнали друг о друге от Айседоры Дункан, и Станиславский решил «выписать великого режиссера, чтобы тем дать толчок нашему искусству».

Искусство МХТ Гордон Крэг оценил чрезвычайно высоко и в статье, предназначенной для журнала «Маска», писал: «У меня сложилось впечатление, что русские актеры Московского Художественного театра в процессе игры испытывают тонкое духовное наслаждение в большей мере, нежели все остальные актеры Европы. В их спектаклях превосходно все, за что бы они ни взялись, — с одинаковым мастерством, деликатностью и безошибочной тонкостью они играют и пьесу из современной жизни с современными чувствами, и волшебную сказку. Никакой небрежности. Все делается серьезно. Серьезность вообще главная отличительная черта этого театра… Наибольшее удовольствие доставило мне представление «Дяди Вани», но эта труппа в состоянии превосходно справиться с какой угодно пьесой».

Исходной мыслью Крэга было желание поставить «Гамлета» не как реальную пьесу, действие которой могло происходить некогда в средневековом замке Эльсинор среди исторически достоверных персонажей, а как отвлеченное от своей эпохи, поэтическое общечеловеческое представление, равно близкое всем людям и временам, а значит и современности. Разрыв мечты и действительности в этом спектакле претворялся в конфликт духа и материи.

«Вся трагедия Гамлета это его одиночество. А фон для этого одиночества — «двор», мундирный мир…» — такова была трактовка Гордона Крэга. Таким мы видим В.И.Качалова в этой роли. На лице актера лежит печать глубоких раздумий, руки бессильно опущены.

 

Белов А.В.

Ещё больше вы увидиите в музее

Интересные экспонаты

Все
Экспонаты
  • Горький М. Полное собрание сочинений. Письма в двадцати четырех томах.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Горький М. Полное собрание сочинений. Письма в двадцати четырех томах.
    Матевосян Е.Р.Казань, 2009 г.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Матевосян Е.Р.Казань, 2009 г.
    Пятницкий К.П., Горький А.М., Тихомиров А.А., Пешкова Е.П. на Волге по пути на Кавказ. Июнь, 1903 г.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Пятницкий К.П., Горький А.М., Тихомиров А.А., Пешкова Е.П. на Волге по пути на Кавказ. Июнь, 1903 г.
    Скирмунт С.А. Москва. 1920-е гг.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Скирмунт С.А. Москва. 1920-е гг.
  • Горький М. Полное собрание сочинений. Письма в двадцати четырех томах.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Горький М. Полное собрание сочинений. Письма в двадцати четырех томах.
    Матевосян Е.Р.Казань, 2009 г.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Матевосян Е.Р.Казань, 2009 г.
    Пятницкий К.П., Горький А.М., Тихомиров А.А., Пешкова Е.П. на Волге по пути на Кавказ. Июнь, 1903 г.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Пятницкий К.П., Горький А.М., Тихомиров А.А., Пешкова Е.П. на Волге по пути на Кавказ. Июнь, 1903 г.
    Скирмунт С.А. Москва. 1920-е гг.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Скирмунт С.А. Москва. 1920-е гг.