«Гамлет» Шекспира. МХТ. Гамлет – В.И.Качалов. Фотооткрытка. Изд. А.А.Горожанкина. Москва

«Гамлет» Шекспира. МХТ. Гамлет – В.И.Качалов. Фотооткрытка. Изд. А.А.Горожанкина. Москва
Экспонаты

В нынешнем году исполнилось 145 лет со дня рождения  Василия Ивановича Качалова. Среди экспонатов, хранящихся в фондах Музея А.М.Горького и Ф.И.Шаляпина, несомненный интерес представляет серия фотооткрыток, запечатлевших постановку шекспировской трагедии –«Гамлета» на сцене Московского Художественного Театра, где главную роль сыграл великий артист. Интересна история постановки и интерпретации пьесы.

Премьера спектакля состоялась 23 декабря 1911 года. Роль художника и автора постановки отводилась великому реформатору театра Гордону Крэгу. Практическую работу с актерами осуществлял К.С. Станиславский.

Крэг и Станиславский впервые узнали друг о друге от Айседоры Дункан, и Станиславский решил «выписать великого режиссера, чтобы тем дать толчок нашему искусству».

Искусство МХТ Гордон Крэг оценил чрезвычайно высоко и в статье, предназначенной для журнала «Маска», писал: «У меня сложилось впечатление, что русские актеры Московского Художественного театра в процессе игры испытывают тонкое духовное наслаждение в большей мере, нежели все остальные актеры Европы. В их спектаклях превосходно все, за что бы они ни взялись, — с одинаковым мастерством, деликатностью и безошибочной тонкостью они играют и пьесу из современной жизни с современными чувствами, и волшебную сказку. Никакой небрежности. Все делается серьезно. Серьезность вообще главная отличительная черта этого театра… Наибольшее удовольствие доставило мне представление «Дяди Вани», но эта труппа в состоянии превосходно справиться с какой угодно пьесой».

Исходной мыслью Крэга было желание поставить «Гамлета» не как реальную пьесу, действие которой могло происходить некогда в средневековом замке Эльсинор среди исторически достоверных персонажей, а как отвлеченное от своей эпохи, поэтическое общечеловеческое представление, равно близкое всем людям и временам, а значит и современности. Разрыв мечты и действительности в этом спектакле претворялся в конфликт духа и материи.

«Вся трагедия Гамлета это его одиночество. А фон для этого одиночества — «двор», мундирный мир…» — такова была трактовка Гордона Крэга. Таким мы видим В.И.Качалова в этой роли. На лице актера лежит печать глубоких раздумий, руки бессильно опущены.

 

Белов А.В.

Ещё больше вы увидиите в музее

Интересные экспонаты

Все
Экспонаты
  • Фотооткрытка.  А.А.Остужев. Москва, 1900-е.
    Image icon
    Ноябрь 25, 2020 Экспонаты
    Фотооткрытка.  А.А.Остужев. Москва, 1900-е.
    Фотооткрытка.  В.В.Барановская в роли Ирины в пьесе А.П.Чехова «Три сестры» в постановке МХТ. Москва, 1911 г.
    Image icon
    Ноябрь 25, 2020 Экспонаты
    Фотооткрытка.  В.В.Барановская в роли Ирины в пьесе А.П.Чехова «Три сестры» в постановке МХТ. Москва, 1911 г.
    «Среди случайностей несметных».
    Image icon
    Ноябрь 25, 2020 Экспонаты
    «Среди случайностей несметных».
    «Дневные сны и бдения ночные».
    Image icon
    Ноябрь 25, 2020 Экспонаты
    «Дневные сны и бдения ночные».
  • Фотооткрытка.  А.А.Остужев. Москва, 1900-е.
    Image icon
    Ноябрь 25, 2020 Экспонаты
    Фотооткрытка.  А.А.Остужев. Москва, 1900-е.
    Фотооткрытка.  В.В.Барановская в роли Ирины в пьесе А.П.Чехова «Три сестры» в постановке МХТ. Москва, 1911 г.
    Image icon
    Ноябрь 25, 2020 Экспонаты
    Фотооткрытка.  В.В.Барановская в роли Ирины в пьесе А.П.Чехова «Три сестры» в постановке МХТ. Москва, 1911 г.
    «Среди случайностей несметных».
    Image icon
    Ноябрь 25, 2020 Экспонаты
    «Среди случайностей несметных».
    «Дневные сны и бдения ночные».
    Image icon
    Ноябрь 25, 2020 Экспонаты
    «Дневные сны и бдения ночные».