В экспозиции Музея А. М. Горького и Ф.И.Шаляпина (раздел «Ф.И.Шаляпин и Казань») представлена картина Н. А. Клодта «Избы. Север», написанная в 1904 г.
Николай Александрович Клодт (1865-1918) — российский живописец и сценограф, который являлся представителем династии известных отечественных художников. Его дед П. К. Клодт- известнейший скульптор и литейный мастер (создатель скульптурной композиции «Укротители коней» на Аничковом мосту в Петербурге), дядя — М. Н. Клодт — знаменитый живописец и акварелист, а двоюродный дядя — М. К. Клодт — мастер русской пейзажной живописи XIX века.
Сам Николай Александрович был художником-декоратором, работавшим со многими театрами Москвы и Санкт-Петербурга, часто оформлял декорации в соавторстве с К. А. Коровиным и А. Я. Головиным. Однако он получил известность не только как сценограф, но и как художник-пейзажист, писавший свои картины в импрессионисткой манере. Излюбленными темами Н. А. Клодта были природные мотивы и сельские пейзажи России.
Полотно Н. А. Клодта «Избы. Север» поступило в казанский музей по завещанию дочери Ф.И.Шаляпина от первого брака Ирины Федоровны Шаляпиной почти через 20 лет после ее смерти. Благодаря Ирине Федоровне с конца 1940-х гг. формировался шаляпинский фонд музея из личных предметов великого артиста, в том числе и поступившая в 1999 году картина кисти Н. А. Клодта. Полотно находилось в московском доме Шаляпиных на Новинском бульваре, где певец жил со своей первой женой Иолой Торнаги.
На холсте изображена русская северная деревня на берегу реки в лучах заходящего солнца. Наложения красок кистью на холст выполнены с присущей импрессионизму выразительностью. Однако цветовая гамма и общий вид картины свойственны скорее последователям течения критического реализма.
«Клодт принадлежал по своему художественному направлению к кругу Константина Коровина и Серова. Не подражая внешне ни тому, ни другому, он одинаково с ними беззаветно любил русскую природу, любил ее до прямого обожания и жадно искал типичные «русские мотивы», без конца скитаясь со складным мольбертом и ящиком с красками по окрестностям Москвы. Во время этих скитаний он приобрел огромное мастерство кисти и выработал тот клодтовский стиль, с которым несомненно войдет в историю русской живописи» — так впоследствии опишет творчество пейзажиста И. Э. Грабарь.