Картина Н. А. Клодта «Избы. Север», хост, масло.1904 г.

Картина Н. А. Клодта «Избы. Север», хост, масло.1904 г.
Экспонаты

В экспозиции Музея А. М. Горького и Ф.И.Шаляпина (раздел «Ф.И.Шаляпин и Казань») представлена картина Н. А. Клодта «Избы. Север», написанная в 1904 г.

Николай Александрович Клодт (1865-1918) — российский живописец и сценограф, который являлся представителем династии известных отечественных художников. Его дед П. К. Клодт- известнейший скульптор и литейный мастер (создатель скульптурной композиции «Укротители коней» на Аничковом мосту в Петербурге), дядя — М. Н. Клодт — знаменитый живописец и акварелист, а двоюродный дядя — М. К. Клодт — мастер русской пейзажной живописи XIX века.

Сам Николай Александрович был художником-декоратором, работавшим со многими театрами Москвы и Санкт-Петербурга, часто оформлял декорации в соавторстве с К. А. Коровиным и А. Я. Головиным. Однако он получил известность не только как сценограф, но и как художник-пейзажист, писавший свои картины  в импрессионисткой манере. Излюбленными темами Н. А. Клодта были природные мотивы и сельские пейзажи России.

Полотно Н. А. Клодта «Избы. Север» поступило в казанский музей по завещанию дочери Ф.И.Шаляпина от первого брака Ирины Федоровны Шаляпиной почти через 20 лет после ее смерти. Благодаря Ирине Федоровне с конца 1940-х гг. формировался шаляпинский фонд музея из личных предметов великого артиста, в том числе и поступившая в 1999 году картина кисти Н. А. Клодта. Полотно находилось в московском доме Шаляпиных на Новинском бульваре, где певец жил со своей первой женой Иолой Торнаги.

На холсте  изображена русская северная деревня на берегу реки в лучах заходящего солнца. Наложения красок кистью на холст выполнены с присущей импрессионизму выразительностью. Однако цветовая гамма и общий вид картины свойственны скорее последователям течения критического реализма.

«Клодт принадлежал по своему художественному направлению к кругу Константина Коровина и Серова. Не подражая внешне ни тому, ни другому, он одинаково с ними беззаветно любил русскую природу, любил ее до прямого обожания и жадно искал типичные «русские мотивы», без конца скитаясь со складным мольбертом и ящиком с красками по окрестностям Москвы. Во время этих скитаний он приобрел огромное мастерство кисти и выработал тот клодтовский стиль, с которым несомненно войдет в историю русской живописи» — так впоследствии опишет творчество пейзажиста И. Э. Грабарь.

Ещё больше вы увидиите в музее

Интересные экспонаты

Все
Экспонаты
  • Горький М. Полное собрание сочинений. Письма в двадцати четырех томах.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Горький М. Полное собрание сочинений. Письма в двадцати четырех томах.
    Матевосян Е.Р.Казань, 2009 г.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Матевосян Е.Р.Казань, 2009 г.
    Пятницкий К.П., Горький А.М., Тихомиров А.А., Пешкова Е.П. на Волге по пути на Кавказ. Июнь, 1903 г.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Пятницкий К.П., Горький А.М., Тихомиров А.А., Пешкова Е.П. на Волге по пути на Кавказ. Июнь, 1903 г.
    Скирмунт С.А. Москва. 1920-е гг.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Скирмунт С.А. Москва. 1920-е гг.
  • Горький М. Полное собрание сочинений. Письма в двадцати четырех томах.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Горький М. Полное собрание сочинений. Письма в двадцати четырех томах.
    Матевосян Е.Р.Казань, 2009 г.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Матевосян Е.Р.Казань, 2009 г.
    Пятницкий К.П., Горький А.М., Тихомиров А.А., Пешкова Е.П. на Волге по пути на Кавказ. Июнь, 1903 г.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Пятницкий К.П., Горький А.М., Тихомиров А.А., Пешкова Е.П. на Волге по пути на Кавказ. Июнь, 1903 г.
    Скирмунт С.А. Москва. 1920-е гг.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Скирмунт С.А. Москва. 1920-е гг.