Сборник, имеющийся в книжном фонде Музея А.М. Горького и Ф.И.Шаляпина, состоит из пяти разделов. В первом — собраны статьи и высказывания А.М. Горького о детской литературе и детском чтении; во втором — его письма родным, писателям, педагогам, ученым; в третьем — письма и обращения к детям (в Архиве А.М. Горького хранится около 2500 писем ребят). В четвертый раздел сборника вошли статьи А.М. Горького о творчестве детей. В представленной книге имеются и материалы из воспоминаний о М. Горьком А. Е. Богдановича, Н. Венгрова, В. А. Десницкого и др. Материалы, опубликованные в первых четырех разделах, расположены в хронологическом порядке, что дает возможность проследить в исторической последовательности деятельность А.М. Горького в области воспитания нового поколения.
Как известно, вместе с издательством «Парус» Алексеем Максимовичем была задумана публикация книг для детского чтения. Горький поддерживал тех, кто только начинал писать для подрастающего поколения, привлекал к созданию детских книг лучших писателей (К. Чуковского, С. Маршака, Л. Пантелеева, В. Каверина, Л. Кассиля, М. Ильина и др.) и ученых. Писатель явился организатором первого советского журнала для детей «Северное сияние», специального литературного издательства. Горький не являлся педагогом, но думал о воспитании до конца своих дней. В речи на заседании Лиги социального воспитания в 1917 году он формулирует цели воспитания: «насыщение человека знаниями о мире и о нём самом, формирование характера и воли, развитие способностей». Эти цели актуальны и сегодня. Горький выступал за радостное детство, в котором жизнь и труд являются наслаждением, а не жертвой и подвигом. Он выдвигает тезис о том, что охрана детей является охраной культуры и отмечает, что воспитанием детей должны заниматься люди, которые любят это дело по- настоящему.
Л.Б. Белова